Как объяснить дочери развод с мужем, чтобы не травмировать её?
Доброе время суток. С мужем, с которым прожили 7 лет, находимся на стадии развода. Очень беспокоюсь о возможной реакции 6-летней дочери к этому. Как правильно объяснить ребёнку, что мама и папа будут жить отдельно и что-то в её жизни может изменится. Не хочу, чтобы дочь чувствовала себя обделенной или виноватой в чем-то, детскую реакцию иногда с трудом можно предугадать. Заранее благодарна за ответ.
Елизавета, Россия, Москва, 28 лет
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Если с мужем у вас отношения нормальные, то хорошо было бы объяснить дочке ситуацию совместно. Кто-то из вас мог бы взять главный монолог на себя, а второй его поддержать. Важно в спокойном режиме объяснить ребёнку, что так бывает в жизни, что мужчина и женщина перестают любить друг друга и в связи с этим не могут больше жить вместе. Объяснить, что вы, мама с папой, находитесь именно в такой ситуации. Уже не любите друг друга и будете жить отдельно. В связи с этим хотите сообщить ей, что она будет жить, вероятно, с вами. Папа же будет жить в другом месте. Но вы по-прежнему будете любить, оберегать и заботиться о ней вместе. Вы всегда, несмотря ни на какие изменения взрослой жизни, останетесь родителями дочери. Она сможет (если вы с мужем уже это обговорили) в любое время обратиться к папе, позвонив по телефону, или провести с ним время отдыха. В вашем послании дочери важно делать акцент на том, что нет ничего страшного в вашем желании с мужем жить отдельно, что для дочери в этом нет никакой угрозы, также подчеркните, что это именно решение взрослых, никак не связанное с ней. Обращение как ко взрослой — единственный способ донести информацию адекватно и максимально защитить от травмирующего эффекта развода. Если вы покажете своими словами, действиями, настроением, что ничего страшного в вашей жизни не происходит, то ребёнок вам поверит. Объясните также, что режим жизни дочери не изменится, она будет жить ровно так же, как и жила, только папа будет на расстоянии. Спокойствие, уверенное поведение и ваше с мужем уважение друг другу — вот, что нужно ребёнку на период вашего расставания. Удачи!