Потеряла себя, что мне делать?
Добрый день, Екатерина! Подскажите, пожалуйста, как вернуть чувство уверенности в себе, поверить в себя? Я не оправдала надежды мамы, теперь не оправдываю надежды мужа... А я не хочу оправдывать чьи-то надежды, хочу жить своей жизнью и быть самой собою. Но за годы старания соответствовать чьим-то представлениям я совсем потеряла себя, не знаю, какая я. Боюсь высказать своё мнение, огромное значение придаю мнению окружающих, постоянно не уверена в себе... Стремясь быть хорошей для всех, начинаю подстраиваться под чужое мнение, поведение, планы... Представляю себя со стороны, такая мерзость! Очень хочу изменить себя, свою жизнь, свои поступки. Подскажите, с чего начать, как выразить своё мнение, но не выглядеть высокомерной, как без скандала отстаивать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Хочу начать с семейных отношений, муж совсем со мною не считается, для него я бесхарактерная, бесхребетная, неудачница. Заранее спасибо!
Мила, Барнаул, 31 год
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Мила, предлагаю сначала точно определить, что такое уверенность в себе для вас лично. Продумайте детально, как это быть уверенной в себе? Чего вам не хватает, чтобы доверять себе самой? Почему вы себе не доверяете? С чем это связано? У вас были какие-то ситуации, которые заставили вас усомниться в собственных силах и возможностях? В начале работы над собой важно понять, куда вы идёте, именно поэтому я предлагаю вам столько вопросов. Возможно, ответы прояснят вам вашу цель. Вам важно осознать, что изменится, когда вы найдёте то, что ищете. Представьте себе, как это будет, когда вы станете уверенной. Как вы будете общаться с людьми, с мужем; каковы будут ваше поведение, внешность, походка? Второй аспект, на который я хочу обратить ваше внимание — это преждевременность ваших выводов относительно того, как люди будут трактовать ваше поведение. Вы написали о том, что люди вас будут воспринимать так-то и так-то, будут трактовать вашу бесхарактерность как вашу «хорошесть». На основании чего вы делаете такие заключения? Откуда вы знаете, как другие воспринимают ваше поведение и поступки? Откуда вы знаете, что они будут трактовать ваше естественное желание отстоять свою позицию, как высокомерность? Или зачем обязательно насаждать свою точку зрения оппоненту, да ещё и посредством скандала, если он с ней несогласен? Ведь можно озвучить своё мнение, можно его аргументировать, но совсем не обязательно прилагать усилия к тому, чтобы все его разделили. Каждый имеет право на собственное мнение. Уверена, если вы подумаете над этими вопросами, вы найдёте дополнительные варианты поведения в подобных ситуациях. Также вы написали, что не хотите подстраиваться под других и что-то им доказывать, при этом хотите начать изменяться. Начинайте с самого простого, подумайте, чего хотите в жизни и от неё именно вы? Каковы ваши жизненные цели, планы? Как вы хотите жить, продумайте этот вопрос, начиная с бытовых условий, заканчивая эмоциональными отношениями с мужчиной. Подумайте, от чего вы получаете удовольствие, наслаждение? Быть может, у вас были или есть какие-то интересы, которыми вы жертвовали ради семейной жизни или положительного общественного мнения о вас, или боялись, что вас кто-то мог упрекнуть ими. Если таковые есть, то не откладывая, погружайтесь в них с головой. Ищите то, что будет делать вас счастливой безотносительно ваших родственников, друзей, окружающих. Тренируйте умение настаивать на том, чего вам хочется или не хочется; умение уважать точку зрения, не совпадающую с вашей; тренируйтесь отказываться от того, что вам не нравится, настойчиво, пусть даже через непонимание и конфликты. Потому что именно на практике вы можете тренировать те навыки, которых вам не хватает в общении с окружающими. Уверенность приобретается в основном через активность действий. В заключении хочу предложить ещё одно упражнение, чтобы лучше понять себя. Разделите лист бумаги на два столбца, в первом напишите 20 определений себя, т.е. кто вы или какая вы, например, я-женщина, я-красивая, и.т.д.. Во втором напишите, кем или какой бы вы хотели быть в идеале. А далее сравните ответы, если они будут сильно различаться, то попробуйте понять, как вы можете приблизиться к себе идеальной, как вы можете себе в этом помочь. И действуйте. Удачи!