Я ушла от мужа после 15 лет, прожитых вместе
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли я поступила: решила расстаться с мужем, с которым прожили 15 лет. Первые три года все было хорошо, но потом, как потерял свою фирму, стал злым, даже поднимал руку, на работу хотел устроиться только на руководящие должности, поиски такой работы продолжаются по сей день, другая работа его не интересует, чтоб как-то жить, то тут займет, то редко перебьется с одной работы на другую. Стал выпивать, пропадать ночами или просто приходить поздно, объясняя тем, что задержался у друзей или на работе. Стала надеяться только на себя, т.к. устала объяснять, что нужна работа, чтобы платить за квартиру, питаться и т.д. Все материальные траты, заботы по дому - на мне. Последнее время было много командировок, и к тому, что не помогает ни в чем - сидеть бы на диване или за компьютером - прибавилось еще неожиданная новость: на сайте своей коллеге (ей нет и 30) по работе делает приватные подарки в виде сердца. Когда спросила, ответил, что просто из благодарности, что помогла по работе. Кроме того, последнее время изменилось отношение ко мне: стало каким-то потребительски-безразличным, даже агрессивным, да и в интимной жизни стал агрессивным, появились новые "фантазии", что вызывает негативное чувство, будто тебя просто используют. Начались более изощренные оскорбления (и по поводу внешности, и возраста тоже, хотя мне мой возраст никто не дает), уходы-приходы и т.п. Раздражается, когда мне звонят по работе, говорит гадости обо мне и моих коллегах (умная среди идиотов и т.д.), диктует как себя вести на службе. Когда поехали на море, мало того, измотал нервы: то поеду, то нет, так там оскорблял, грозился уехать, потом сказал, что останется еще на неделю. Я устроила "разбор полетов" - вернулся со мной, а потом на сайте увидела, что та его коллега как раз следующую неделю была там же на море. Говорит, что не знал. После последнего потока оскорблений он ушел, как всегда, последнее время на несколько дней, а я решила с ним расстаться и не хочу его больше принимать. Хотя он приходил один раз, но я его не приняла. Может, я неправа, но сил больше нет тащить все на себе и терпеть безразличие и агрессию. Общих детей нет. У обоих брак второй.
Катя, Челябинск, 45 лет
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Катя, а что вас тревожит в этой ситуации «правильно — неправильно»? Дочитав до конца ваше письмо, у меня возникло ощущение, что вы вполне осознанно сделали этот шаг, и вас устраивает настоящее без мужа. Если это так, то откуда тогда сомнение? И что в вашем понимании определение «правильно»? Уточните это обязательно для себя. Ведь это понятие для каждого отдельного человека своё, в зависимости от системы жизненных ценностей, приоритетов, воспитания и жизненного опыта. Для кого-то правильно быть рядом с мужем алкоголиком, главное - семью сохранить, неважно какую. Для других правильно быть личностью и уметь отстоять свою позицию в отношениях. Что для вас, персонально, правильно в отношениях с мужчинами? Относительно поведения мужа, сложно что-то сказать. Его поведение объяснимо и, наверное, логично. Мужчинам, переживающим потерю работы, заработка невероятно нужна женская помощь. Но им сложно её попросить, потому как у них тоже есть свои понятия «правильно-неправильно» относительно мужественности поведения. И многие прибегают именно к агрессии и разного рода выходкам для того, чтобы привлечь к себе внимание женщины, пусть и несколько извращенными способами. Более того, для мужчины страшна не сама потеря денег или работы, а осознание собственной допущенной ошибки — это очень сильно бьёт по самолюбию. Деньги для них - воплощение того, что они всё делают правильно. И когда женщина начинает настаивать на том, чтобы он быстрее нашёл хоть какую-нибудь работу, начал приносить деньги — это отдаляет их друг от друга. Т.к. является подтверждением, что женщина в него не верит, не верит, что он сможет вновь встать на ноги после падения и вернуть себе былые позиции. Т.е., когда у него всё было хорошо и успешно — это воспринималось как данность, как только изменилось, сразу возникло недоверие. Это также провоцирует обиду и агрессию. Я думаю, вам проще будет проанализировать ситуацию, которую вы прошли, и понять, всё ли с вашей стороны было сделано и прожито безупречно и правильно. Или есть моменты, в которых вы сомневаетесь, и от этого рождается неуверенность в правильности принятого вами решения о разводе. Удачи вам!