Созависимость мамы и сына
Здравствуйте,уважаемые эксперты. У нас такая ситуация: мы с сестрой и мамой решили жить вместе и купили дом. думали, что у мамы, наконец, появится свой угол и своя жизнь, потому что все время до этого она жила с сыном(нашим братом,28лет)в полуторке и варилась в нем и его проблемах, среди которых алкоголь, наркотики и 2 серьезные попытки суицида. Он никогда не работал больше нескольких месяцев,собственно,постоянно после гулянок и неудачных отношений на стороне(у него 2 ребенка) снова возвращаясь к маме под крылышко. Своей семьи у него пока не получилось. Сейчас он прошел лечение в клинике от алкогольной зависимости, вот наблюдаем, как ситуация будет разворачиваться дальше. В дом мы его не хотели с собой брать, надеясь, что все-таки теперь, в свободной квартире он сможет свить семейное гнездышко, ну и из принципа, я, например, не хочу мириться с тем, что мы, нашим женским составом должны обеспечивать взрослого мужика, который постоянно лежит на диване перед телевизором. Но проблема еще глубже,такое ощущение, что им с мамой не оторваться друг от друга, она не может спать спокойно, пока не позвонит ему и не узнает где он и как дела, а еще лучше, когда он приезжает и остается у нас, под ее присмотром, для этого даже готова на разные ухищрения, типа плохого самочувствия и т.д. Он уже взрослый мужчина, а такое ощущение, что их вполне устраивает игра мамы и маленького мальчика. Мама по-прежнему дает ему деньги, а он строит кучу планов на будущее, потом снова пропадает,потом возвращается, чтобы покушать и взять денег, а мы молчим и стараемся не конфликтовать, чтобы не спровоцировать очередной суицид, которого так боится мама, поэтому готова во всем ему потакать. Мы очень устали, ситуация не меняется,пытались говорить с мамой, чтобы она меняла свои привычки, перестала ему звонить дни и ночи и давать деньги, чтобы он становился, наконец, самостоятельным. Хотя понимаем, что и он должен в себе найти какой-то мужской стержень и сказать НЕТ, но как его сподвигнуть к тому, чтобы он это сам понял и захотел поменяться? Мы уже думали вернуть все на свои места,вернуть ему маму, но это не выход, он опять, скорее всего, будет пить, а мама радоваться, что он хотя и пьяный, но зато живой.. что нам делать? спасибо заранее.
Майя, Санкт-Петербург, 29 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Вы все правильно проанализировали. Это созависимость. И да, мама будет идти на ухищрения, чтобы продолжать эту игру. У игры есть две стороны. Ему мама НУЖНА. Он по-прежнему беспомощный мальчик. А вы с сестрой - самостоятельные молодые женщины, которые вот-вот организуют свои семьи, и не факт, что будут в маме так сильно нуждаться. А вот он - нуждается, и нуждается СЕЙЧАС. И для мамы это по-своему важно. Да, она сама не готова отказаться от таких зависимых отношений, потому что, возможно, единственная форма "нужности", понятная ей - это не отношения равных и самостоятельных, а отношения маленького ребенка, младенца и мамы. Возможно, это был самый счастливый период в жизни вашей мамы, и она его вот так бессознательно "воспроизводит". А сын не может от нее оторваться (отчасти поэтому в его жизни могли и возникнуть проблемы с алкоголем - бегство от взрослой жизни). На таком уровне сложно сказать, что делать. Потому что если там есть хоть какая-то угроза суицида, надо работать с мамой прежде всего, и через нее выстраивать ее отношения с собой и сыном. А вы пока можете только донести тот факт, что она, потакая ему, "помогает" ему все глубже залезть в проблемы, и донести до нее необходимость самой поработать с психологом, чтобы разобраться в своей созависимости. И, конечно, вам потакать этому процессу развития зависимости не стоит. Как минимум добивайтесь того, чтобы на вашей территории этого не происходило.