Как исправить ситуацию с дочкой?
Здравствуйте, Наталья Александровна! Меня волнуют отношения с моей дочкой, которой 17 лет. Последние 2 года я не работаю, поэтому очень часто начали конфликтовать с ней по разным поводам. Я стала за собой замечать, что меня стало раздражать в ней практически все (ее внешний неухоженный вид, располневшая фигура, неубранная комната, вечное безделье и лежание на диване). И я не знаю, что мне делать, я часто делаю ей замечания по поводу быта и гигиены, но ничего не меняется в лучшую сторону. Практически каждый раз я перехожу на крик, и самое ужасное, что она стала отвечать мне тем же. Она совсем закрылась от меня, у нас нет интимных разговоров дочки-матери. Я понимаю, что своим "террором" я сама же закрыла дверь общения. Мы перестали обнимать и целовать друг друга, как раньше. У меня сложилось какое-то вечное хроническое недовольство, а у нее - непринятие меня. Я постоянно веду с ней разговоры, как она говорит, "нотации" о том, что делать в нашей ситуации, выкладываю свой взгляд на происходящее, объясняю свои требования, которые не требуют великих затрат с ее стороны. Она меня выслушивает, и все начинается заново. Она сама недовольна собой, и на мои вопросы отвечает: "Не знаю". Она считает себя некрасивой, у нее нет мальчика, я это понимаю, я рассказывала о своем детстве, своих проблемах, предлагала много вариантов, как выйти из разных ситуаций, но она перестала слушать и слышать меня. Я понимаю ее проблемы, но разве это дает повод повышать на меня голос, даже если я крикнула? Я хочу развернуть ситуацию, но боюсь, что упустила самое главное - доверие. Как мне вернуть ее доверие ко мне? Она в своем мире одинока, у нее нет подруг, с кем бы она могла советоваться, мне ее очень жаль... Она никак не пытается изменить себя, заняться спортом, найти любимое дело, все упирается в компьютер, виртуальное общение. Я не требую от нее невозможного, просто я вижу в ней собственные недостатки, с которыми я боролась всегда в детстве, юности, и меня огорчает, что она опустила руки. Ведь у нас полноценная семья военнослужащих, хорошие семейные отношения. Никак не могу понять, почему я не смогла научить ее простым истинам. Конечно, она больше уважает папу, потому что он не ведет с ней ежедневных скучных разговоров и не пристает к ней по разным мелочам. Но я же мать и не могу не обращать внимание на недостатки, пусть и мелкие. Скажите, пожалуйста, как можно исправить ситуацию с моей дочкой? С чего мне начать? В каком-то смысле, я ее понимаю, кому понравится выслушивать надоедливые нотации об одном и том же. Я ей постоянно говорю: "Не наступай на собственные грабли, ты же знаешь, чем будет мама недовольна, так не делай этого. Почему ты это повторяешь?" ЕЕ ответ: "НЕ ЗНАЮ".
Ирина, Москва, 42 года
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : У родителей всегда существует ответственность за воспитание. А это означает, что без замечаний и претензий тут не обойтись. И каждый родитель как по минному полю идет, чтобы с одной стороны сохранить близость со своим ребенком, а с другой стороны - направить его на путь истинный. Если отвечать на ваши вопросы в двух словах, то в любых отношениях всегда должны присутствовать положительные эмоции, в виде того самого пресловутого эмоционального пряника. Без этого не получается сохранять теплоту и доверительность общения. А уж в семье и подавно. Именно в семье хочется, чтобы тебя время от времени принимали любой - даже располневшей и в неубранной комнате. И еще не стоит перегружать отношения разными претензиями. Если претензий слишком много, то, как правило, другой человек просто перестает их слушать, и все остается как есть, без изменений.