Развелись, но теперь меня снова тянет к мужу
Наталья Александровна, здравствуйте. Очень надеюсь, что мое письмо не останется без внимания. Обращаюсь к вам за советом, помощью, не знаю, как это можно еще назвать. Моя ситуация, наверно, очень банальна и распространена, но выйти из нее самостоятельно я уже не могу. В мае прошлого года я ушла от мужа, развелась. От брака у нас остался ребенок, сын, 6 лет. Я ушла, т.к. совместное проживание стало невозможным. Пропало взаимное уважение, сыпались градом оскорбления, подозрения. Не прекращались скандалы. О любви и чувствах и речи совсем не шло. Но тем не менее мы были вместе уже 12 лет, из них почти 7 лет в браке. После очередного скандала и рукоприкладства мужа я ушла и подала на развод. Муж легко согласился с моим решением, даже заявление ездили подавать совместно. Я была уверена, что поступаю правильно, что одной мне будет намного проще. Чтобы наш развод не был сильным стрессом для ребенка, я сняла квартиру неподалеку от дома мужа. Тем самым, ребенок продолжал общаться с папой, бабушкой, дедушкой. Продолжал ходить в тот же самый сад. Возможно, на подсознательном уровне я это сделала для того, чтобы быть ближе к мужу, надеявшись, что он опомнится, предложит начать все сначала. Через полгода от мужа стали поступать некоторые знаки внимания, он стал напрашиваться на обед, привозил вечером ребенка и оставался на ужин. Один раз он остался и на ночь. Не могу сказать, что ожидала от этой ночи. Возобновления отношений или еще чего-то. Мне просто было хорошо с этим человеком, как раньше, много лет назад, когда мы только познакомились. Наутро мы разошлись как старые знакомые, и все осталось на прежних местах. Я решила с ним поговорить, узнать, что он от меня ожидает. Как понимать его поведение? Оказалось, что это просто физика (цитирую его слова). Я почувствовала себя куклой, которую просто используют, и пресекла эти отношения. К тому времени за мной начал ухаживать мужчина, старше меня на 12 лет. Я не испытывала к нему сильной любви, мне было просто приятно, что обо мне заботятся, мне уделяют знаки внимания, меня любят. Долго я не соглашалась принимать этого мужчину, продолжительное время он меня добивался и взял, как говорится, измором. Мы начали жить вместе в моей же съемной квартире. Сначала для меня это было в новинку и нравилось. Теперь я понимаю, что такое не любить, но быть любимой. ЭТО УЖАСНО! Я не люблю этого мужчину, а он не может жить без меня. Замкнутый круг! Я все чаще ловлю себя на мысли, что постоянно думаю о своем бывшем супруге. Он снится мне в снах, нет никакого эротического подтекста, просто я хочу к нему. Я вся тянусь к нему. Видимо все воспоминания о плохом со временем изгладились, а чувства остались. Сегодня я написала смс бывшему мужу, что не могу без него, что пыталась его забыть, но не получается, что люблю его и совсем запуталась. Смс осталось без ответа. Позвонить ему я смелости не набралась. Немного позже я сидела на сайте одноклассники и зашла на его страничку (раньше я себе такого никогда не позволяла). В ленте новостей я увидела у него новую подругу, в ее аватаре стояла их совместная фотка с улыбающимися счастливыми лицами. У меня истерика. Я отправила следующую смс, что случайно из "одноклассников" узнала о его девушке, что ничего не знала до сих пор, извинилась за предыдущее смс и пожелала им счастья. Теперь я не знаю, как мне быть дальше. Понимаю, что во всем виновата сама. Что сама все разрушила, и у него своя жизнь. Но как мне жить? Со мной рядом нелюбимый мужчина, который не представляет жизни без меня, а у меня вызывает только раздражение. Я тянусь к бывшему, уже не моему мужчине. Мне хочется убежать далеко-далеко. Я безумно запуталась. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть дальше? Возможно ли к Вам записаться на консультацию? т.к. я понимаю, что в одном письме все не опишешь. Пожалуйста, не оставьте мой крик о помощи без внимания. Очень жду Вашего ответа.
Татьяна, Москва, 29 лет
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Ваше письмо - яркое подтверждение старинной народной мудрости: "Не по хорошему мил, а по милу хорош". Или сердцу не прикажешь любить просто хорошего человека и только за его хорошее отношение к тебе. Это с одной стороны, а с другой, пока человек жив, у него всегда есть шанс что-то исправить в своей жизни. Однако, это вовсе не означает, что можно исправить все, стоит только захотеть. Некоторые события или сказанные слова не получается отыграть и исправить. А результат этих событий и слов приходится просто принять как есть. Я не сторонница скоропалительных разводов, даже если причины для этого более чем серьезные. Почему-то вся классическая русская литература просто напичкана сюжетами о том, как надо уходить, не оборачиваясь, а иногда даже ничего и не объясняя. А на практике в результате такого поведения никому легче-то не становится. На то, чтобы сойтись или разойтись окончательно, всегда нужно время. Причем для каждой пары свое время. Безусловно, не стоит терпеть любое грубое или жестокое отношение в семье. Но у меня такое ощущение, что большинство из нас воспитывали ужасными консерваторами по части человеческих отношений. Т.е. либо надо стоически терпеть все без замечаний и упреков, либо уходить, не оглядываясь, обрубая практически все пути к изменению и восстановлению отношений. А ведь люди-то меняются, точнее они могут выносить правильные уроки из своих ошибок и что-то менять в своем поведении и отношении к жизни. И чувства играют тут не последнюю роль. Мне сложно просчитать ваши шансы на восстановление отношений с мужем. Но я точно могу сказать, что не стоит в подобных случаях так уж бояться своих чувств. И лучше бы не играть в благородство и не желать своему бывшему мужу счастья с другой женщиной. (Поскольку это не является правдой, а только лишь повторение какого-то очередного общепризнанного и одобренного книжного поведения в подобных ситуациях). Лучше уж попробовать встретиться с ним, посмотреть друг друг в глаза и спросить то, что вертится на языке. Вот тогда у вас в голове будут не догадки и метания, а реальная позиция другого человека. Жизненно важные вопросы не решаются по переписке, и даже телефонный разговор не всегда лучший вариант (хотя, безусловно, и более безопасный в смысле ваших возможных слез или других неожиданных эмоций). Но чтобы понять свои реальные шансы и посмотреть реальной правде в глаза, надо бы выслушать мнение того самого человека, вокруг которого бушуют ваши чувства. Такие разговоры не могут не пугать. Ведь это ваши чувства будут оголены и выставлены на показ другому. Но это самый здоровый путь посмотреть на ситуацию без своих собственных додумываний. А уж чем закончится ваша встреча, не скажет ни один психолог. Может быть, станет понятно что реанимировать действительно нечего, и дальше вам придется бросить все душевные силы, чтобы принять эту болезненную правду. А может быть, ваш бывший не так уж и счастлив в своих новых отношениях, и вы неожиданного договоритесь дать друг другу шанс попробовать начать все сначала. Или возьмете паузу для реального обдумывания неожиданно возникшей ситуации. В завершение хочу вам сказать, что не стоит так уж бояться правды жизни. Действительно, может быть по-разному. Но ведь сейчас вы не знаете этого наверняка. И не узнаете до тех пор, пока не сделаете более открытый шаг навстречу правде. Одна моя знакомая перестала выращивать домашние цветы, потому что каждый раз ужасно волновалась, что она что-то сделает не так, и цветы не перенесут пересадки.