Что делать с чувствами к бывшему мужу?
Я ушла от своего первого мужа через два месяца после свадьбы. Ушла из-за глупой ссоры, но мои родители приняли мою сторону, меня защищая, а его родители поддерживали достоинство своего сына. Мы не общались 20 с лишним лет. Я родила от него сына, вырастила его, и только тогда попыталась устроить свою личную жизнь. Я вышла замуж и уехала из родного города. Вышла без любви, за человека старше себя, но который, как он считал и говорил, меня любит. Спустя 4 года брака я поняла, что человек этот мне совершенно чужой, у меня нет с ним ничего общего, а встреча с бывшем мужем еще больше подтвердила, какую ошибку мы оба сделали в молодости, не попытались объясниться. У моего первого мужа семья и двое детей (13 и 5 лет, девочки). Он их безумно любит, но и жизнь без меня больше не представляет. Нельзя строить счастье на несчастье других, но жить друг без друга мы больше не можем, ведь немолодые уже, и так большую часть жизни прожили в пустоте. Как быть?
Евгения, Алматы, Казахстан, 45 лет
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Мне кажется, что пословицу о том, как на чужом несчастье своего счастья не построишь, нельзя рассматривать для всех случаев, когда возникают треугольники. Обычно это все-таки касается случаев, когда человек влюбляется и пытается любым способом добиться взаимности, залезая в уже существующие чужие прочные отношения. И ключевое здесь не вмешательство в отношения как таковое, а именно способы вмешательства. В вашем случае ваши отношения с бывшим мужем возникли задолго до того, как он создал свою вторую семью. К тому же у вас тоже есть общий ребенок, пусть даже и уже взрослый. Т.е. ваши отношения не были похожи на короткий курортный роман, о котором хотелось иногда вспоминать все двадцать лет. Ваши отношения изначально были серьезные и с серьезными обязательствами друг перед другом. И то, что вы оба раздолбили их по мелочам, никак этого не уменьшает. Но вы наворотили, вы можете и исправить. Поэтому сейчас только вы оба можете честно сказать, есть ли у вас желание и силы быть вместе спустя сколько лет. В завершении мне хочется сказать несколько слов о сохранении браков только ради детей или из чувства долга. Чувства в долгих семейных отношениях, безусловно, не играют самую главную роль и не гарантируют лучшее качество жизни. Но, как показывает практика, совместное проживание без чувств или при наличии долгих и проверенных временем чувств к другому человеку делает совместное проживание просто невыносимым, причем для всех членов семьи, включая и детей. А дети, выросшие в семье без любви между родителями, не только сами подчас страдают и переживают за родителей, но и несут в свои будущие семьи потенциальные проблемы.