Как объяснить дочери, кто из двоих ее папа?
Доброй ночи, развелись с мужем - дочери на тот момент было два года. Сейчас 4. Редко появлялся, ребенок всё чувствовал и переживал со мной! Развод дался долго и тяжело! Договориться за ребенка не можем до сих пор! У меня появился молодой человек, через полгода после развода. Она воспринимала его нормально, играли. Начались проблемы, пошли в садик, и дочка рисовала черными красками (нравилось больше всего), обратили внимание сами и по просьбе психолога в садике (сказала, что у ребенка тревога и что она переживает), в это же время ездили за занятиями на дом, к логопеду, что бы разговорить и улучшить четкость, на что я поделилась с логопедом ситуацией о бывшем папе и нынешнем мужчине, переживаниях дочери. Сказала свой совет; что два папы - еще и лучше, а меня мучало то, как нынешнего мужчину ей называть. Т.к. садиковский психолог сказала, что нужен "папа", заменитель папы! Т.к. запрещаю встречи с бывшим, ветреный и несерьёзен, платит через раз и думает только о своём Я, а не о психике дитя! Я решила сказать ей, что вот папа, и показывала на фото нынешнего молодого человека, дабы восполнить её неполную картинку. Но когда он приходил, она некала и психовала, т.к. помнила родного и ждала родного! - Как я поняла по реакции! Сейчас уже привыкла, но появился родной и сказал, что он папа, и спросил, помнит ли она его! Дочка сказала нет, т.к. не видела его год. А дома папе неродному рассказывать начала про родного папу и расстраивалась! Переставала говорить и пряталась за меня. На следующий день всё встало на свои места. Но родной хочет видеться с ней! Как быть? Дочка отчетливо знает, как зовут папу, маму и т.д. Старалась детально описать...
Оксана, Россия, 25 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Знаете, есть такое правило: когда не знаешь, что говорить - говори правду! Лучший способ разрешения сложных отношений - это не запутывать их еще больше. Вы сейчас спрашиваете о том, как вам управить отношения вашей дочки с ее папами, но разобрались ли вы сама со своими отношениями с этими мужчинами? Вы не даете бывшему мужу видеться с дочерью за то, что он "ветреный" и нерегулярно платит алименты. А дочери это важно? Она ведь не понимает, что это такое - "ветреный" и "платить" - она понимает, что папа родной и любит ее! А вы лишаете ее возможности получать его любовь и внимание. Такое ощущение, что вы просто наказываете бывшего за ту боль, что он вам причинил... Уверены ли вы, что со вторым "папой" вашего ребенка у вас сложатся серьезные и длительные отношения? Учить ребенка, что это твой папа, желательно только тогда, когда с этим моментом определено - когда создана новая семья, когда ясно, что новый муж действительно взял на себя ответственность за вас и будет именно папой, а не просто временным другом семьи. Но и при этом не стоит совсем отодвигать прежнего, родного папу, заменяя его новым, но желательно объяснить, что это два разных папы, и помочь ребенку сформировать отношения с каждым из них. Так и можно сказать: "То твой родной отец, но у нас с ним не сложилась жизнь, поэтому мы живем отдельно. А это мой новый муж - он тебе не родной папа, но тоже любит тебя и меня, и будет от нас заботиться. Его тоже можно называть папой." Пока же семья не создана, лучше не называть нового мужчину папой, но другом. "Это наш друг, он живет сейчас с нами." Как-то так. И объяснять эти вещи можно начинать уже с 4-летнего возраста. Но самое главное, еще раз, вам самой поразбираться со своими чувствами и отношением, особенно к бывшему мужу.