Меня часто преследует чувство вины
Антон, добрый день! Меня повсюду преследует чувство вины. Недавно я осознала, что говорила раньше плохо про свою хорошую подругу, причём не очень близким и надежным людям. Мне очень стыдно. И я не знаю, как это исправить. Рассказать ей об этом, извиниться? Перестанет общаться. Ещё до того меня посетило чувство вины по отношению к своему молодому человеку. Мне кажется, я его не люблю. Возможно, мне просто удобно с ним быть и в целом комфортно, я не хочу ничего менять и не против создать с ним семью. Это плохо?.. Может, он заслуживает большего? Может, надо искать именно любовь?.. В обычных житейских ситуациях меня тоже преследует чувство вины. Даже если кому-то что-то совру! Даже если по мелочи и несущественно. Из-за этой негативной эмоции у меня совсем нет настроения, по ночам не всегда спится, как будто наступают панические атаки и тяжело дышать. Как-то можно от этого избавиться? Как над этим работать? Может, есть какие-то упражнения или какие-то полезные статьи и литература на эту тему? Помогите советом.
Валерия, Воронеж, 26 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : //Недавно я осознала, что говорила раньше плохо про свою хорошую подругу, причём не очень близким и надежным людям. Мне очень стыдно. И я не знаю, как это исправить. Рассказать ей об этом, извиниться? Перестанет общаться.// Я понимаю, что вам может быть неловко от того, что у вас были негативные эмоции по отношению к подруге, потом они схлынули, а слова, вроде как, сказанные другим - остались. Но имели ли они такое же значение для других? Как думаете, эти не очень близкие люди до сих пор смакуют ваши эмоции насчет подруги? Думаю, вряд ли - у всех хватает своих забот. Но подумайте вот о чем: вы ведь не просто так говорили это плохое. Значит, у вас был какой-то конфликт? или поведение подруги вас чем-то обидело? То есть, была ведь какая-то причина, чтобы говорить о ней плохо? И само по себе это могло не означать, что она для вас "плохая", но ведь вы же были чем-то расстроены, возмущены? Почему вы не думаете о СВОИХ причинах? О том, что ваши чувства тоже заслуживают уважения, а не только чувства подруги? Да, бывает, что вы можете разозлиться и обидеться на человека по какой-то не зависящей от него причине. Но чувства возникают у всех людей - и у вашей подруги тоже, она - не святая. Так почему у вас не может быть чувств? Вы не нанесли ей никакого вреда, вы, возможно, просто переболели теми чувствами, ваш конфликт решился. Как еще и что именно вы хотите исправить? Исправить здесь можно только свое отношение к этому. А именно - простить себя за то, что вы - живой человек, у вас есть чувства, за то, что вы можете быть чем-то недовольны и можете высказывать это в окружающее пространство. Так бывает, мы все - живые люди. А вот реально изменить жизнь в этом смысле можно весьма простым способом: решать конфликты и все свои недовольства с теми, кто является поводом или причиной, а не с другими людьми. Проще говоря, если вас не устраивает поведение подруги - скажите об этом ЕЙ, а не чужим людям. Тогда у вас будет шанс выяснить отношения и решить конфликт, и при этом не будет никаких двусмысленностей. //Мне кажется, я его не люблю. Возможно, мне просто удобно с ним быть и в целом комфортно, я не хочу ничего менять и не против создать с ним семью. Это плохо?.. может, он заслуживает большего? // А что тогда вы понимаете под любовью? Вам с ним хорошо, комфортно? Вы не против создать семью? Вероятно, вы заботитесь друг о друге, поддерживаете друг друга? А чего именно не хватает? У вас отсутствует секс, у вас нет желания с ним? Нет вообще никакой эмоциональной близости с вашей стороны? Наверное, не так?... Чего тогда не хватает? Вы думаете, любовь - это какое-то обязательно истеричное состояние, когда вы не можете просто спокойно проживать жизнь, но должны постоянно трястись от накала чувств? Но можно ли в таком состоянии вообще жить? Строить семью, решать бытовые проблемы, растить детей... Как думаете, счастливые пары, которые живут друг с другом по десять, двадцать и более лет, они прямо все эти годы поглощены исключительно острыми эмоциями друг к другу? Может быть, именно ВАМ в отношениях не хватает страсти? Или не хватает вашему МЧ? Но это не повод расставаться, страсть, которая была изначально, нередко гаснет, при этом ее вполне можно снова возрождать, культивировать, то есть, заниматься своей эмоциональной и сексуальной жизнью осознанно. Но это ведь не означает, что та влюбленность, которая была на входе в отношения, обязательно должна быть вечной, и при этом - без всяких усилий с вашей стороны. Попробуйте, для начала, понять, чего именно вам и вашему молодому человеку не хватает в отношениях. Попробуйте эти проблемы, задачи, максимально сузить, т.е. какие конкретные действия, слова, переживания вам нужны обоим для того, чтобы чувствовать достаточно любви, и как вы могли бы их в своих отношениях создать.