Как сказать коллеге о неприятном запахе?
Здравствуйте, уважаемый консультант. Прошу Вас дать мне совет, касающийся моей работы. У нас дружный коллектив, нас 5 девчонок и один мужчина-начальник. В целом, наши деловые отношения довольно гармоничны, насколько это возможно в преимущественно женском коллективе. Но недавно встала одна проблема, которая оказывает существенное влияние на климат в нашем отделе. В прямом смысле. От одной нашей девушки стало очень неприятно пахнуть. Какое-то время мы закрывали на это глаза, т.к. знали, что у нее не всё в порядке со здоровьем, но теперь нам кажется, что она просто не уделяет должного внимания гигиене. Это стало просто невозможно. В просторном кабинете невозможно дышать! Нам всё время приходится держать окна открытыми, а на дворе не месяц май! Сначала от этого страдали только мы. Но теперь уже коллеги, заходя в наш кабинет, говорят: "чем это у вас пахнет" или "кто это у вас рыбу ел"! Это же ужасно! И стыдно. И мы прекрасно понимаем, что на деле ей хуже, чем нам. Точнее, ей будет хуже, когда окружающие начнут делать ей замечания по поводу "ароматов". Люди у нас разные, с разным уровнем тактичности, так что вряд ли это пройдет для нее без огорчения. Мы бы давно ей уже сказали, но, во-первых, несмотря на юный возраст, она уже небольшой руководитель (точнее, наш). Во-вторых, она относится к категории людей, совершенно не переносящих критику. В любом виде, к любому явлению, даже если это для неё. И она может отплатить нам за это не лучшим образом! Мы уже не можем находиться рядом: когда она садится с нами пить чай, мы машинально отодвигаемся; когда она стоит рядом, приходится думать о том, чтобы дышать через раз. Я не утрирую, скорее, недоговариваю. Помогите нам, пожалуйста. Подскажите, как ей сказать и не испортить отношения. Спасибо от всего нашего маленького коллектива.
Кристина, РФ, 28 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Ваш вопрос, к сожалению, можно трактовать как вопрос "как все так поменять, чтобы ничего не менять". У вас достаточно простой выбор: идти на конфликт (который еще не факт, что будет таким ужасным, как вы рисуете, но тем не менее, будет), либо терпеть. Условия того, что других вариантов нет, заложены в самом вашем вопросе: //Мы бы давно ей уже сказали, но, во-первых, несмотря на юный возраст, она уже небольшой руководитель (точнее, наш). Во-вторых, она относится к категории людей, совершенно не переносящих критику.// То есть, сказать ей без той или иной степени расстройства, гнева и огорчения с ее стороны не получится. Вы сами это уже давно и хорошо поняли. Вы человеку сообщаете то, что, безусловно, неприятно слышать. И неприятно осознавать. Тут просто не может быть восторженного принятия этой информации с аплодисментами и благодарностью в вашу сторону. А если это отягощено еще и неприятием любой критики в принципе - то вы получите конфликт той или иной степени тяжести. Задайте себе сами вопрос - если от вас бы так пахло, какая форма выражения этого факта была бы для вас приятной? Думаю, никакая. Сам факт и его осознание УЖЕ неприятны по определению. Поэтому ожидать, что отношения останутся прекрасными и незамутненными - это нечто вроде ожидания волшебника в голубом вертолете, увы. Волшебных слов, которые делают неприятное приятным, увы, не существует. Так что вариантов всего два - говорить или терпеть и ждать, пока скажут другие. Если же терпеть вы никак не хотите, придется смириться с перспективой конфликта, расставить приоритеты. Да, в жизни достаточно много ситуаций, где не получается так, чтобы всем было хорошо. Есть ситуации, где границы одного нарушают границы другого или других, и на этих границах естественно возникает конфликт, который должен быть решен тем или иным путем. Если вы выберете вариант терпеть, то тут вряд ли я смогу быть полезным вам. Если выберете вариант идти на конфликт, то можете попытаться смягчить удар. Сказать именно то, что вы уже здесь и написали: //И мы прекрасно понимаем, что на деле ей хуже, чем нам. Точнее, ей будет хуже, когда окружающие начнут делать ей замечания по поводу "ароматов". Люди у нас разные, с разным уровнем тактичности, так что вряд ли это пройдет для нее без огорчения. // Вот и расскажите ей, что вам хотелось бы быть более тактичными, чем те, другие люди, и что к тому же вас это затрагивает больше, чем изредка заходящих к вам в кабинет. Можно сразу сказать, что вы не знаете и не собираетесь гадать, с чем это связано, что вы в курсе - бывают у людей проблемы со здоровьем, могущие так проявляться, что вы не собираетесь ее осуждать, но хотите просто донести, что это стало проблемой для коллектива. Лучше при этом, чтоб присутствовали ВСЕ недовольные. Чтобы не было ощущения, что только вы одна (или кто-то еще один) этим недоволен. Если, конечно, коллеги готовы разделить с вами ответственность. Иначе придется осознать и еще одно неприятное явление - что ваш коллектив совсем не такой дружный, как вы описывали... Еще есть вариант предварительно поговорить об этом с начальником, пригласить его в ваш кабинет, чтобы он оценил, а потом поставить в известность о том, что вы собираетесь с ней об этом поговорить и возможно, за этим последует ее недовольство в вашу сторону. И чтобы он понимал, если что, откуда оно может происходить и в чем суть вашего конфликта. //И она может отплатить нам за это не лучшим образом!// Так ли она всемогуща, как вы рисуете? Вас много, она - одна, хоть и начальник. Она может вас уволить? И основной ваш начальник на это пойдет? Сомневаюсь. Тогда что? Будет говорить вам колкости, "портить жизнь" по мелочи? Так бывает. А вы - чувствуете себя настолько слабыми и беспомощными, что не можете этому противостоять, даже все вместе? Конфликты в нашей жизни неизбежны, нравится вам это или нет. И у вас всегда будет выбор - отстаивать свои границы, пытаться найти компромисс, или же постоянно под всех прогибаться, боясь любого выражения недовольства с чужой стороны и чувствуя себя всю жизнь слабой и беспомощной перед любыми отрицательными эмоциями другого. Это и есть тот взрослый выбор, который вам в этой ситуации придется сделать.