Не могу нормально общаться с людьми
Я не могу нормально общаться с людьми. Мне нравится быть одной. Все родственники осуждают, мол, в жизни ты ничего не добьешься. Придирки в школе. Постоянные стрессы, депрессии. И я просто не могу выйти из этого состояния. Я глупая. Непривлекательная. Я ничто.
София, Орел, 15 лет
Мельникова Мария

Психолог
Ответ : Вы пишете, что Вам нравится быть одной. То есть, Вам хорошо самой по себе, а общаться с другими как будто и не особо хочется. Но при этом Вы сталкиваетесь с осуждением родственников и придирками окружающих. Всё это – большое давление, которое выливается в стрессы и депрессии, подрывает Вашу веру в себя. Очевидно, Ваши родственники заботятся о Вас и беспокоятся о Вашем будущем. Однако я не могу согласиться с ними в том, что Вы ничего не добьётесь в жизни. Хотя бы потому, что далеко не все успехи определяются умением построить диалог. Равно как и не все неудачи – только лишь неумением общаться. Жизнь разнообразна. Есть множество сфер, где человек может раскрыть свои таланты, вовсе (или практически) не общаясь с другими. Поразмышляйте о том, какая Вы? Помимо тех негативных характеристик («глупая», «непривлекательная»), которые Вы приписали себе в конце Вашего письма. Эти слова почему-то кажутся мне созвучными той критике, которую Вы слышите от окружающих. Но действительно ли эта критика справедлива? Вам нравится быть одной. Вероятно, это одна из Ваших особенностей. Наверное, Вам не нужна шумная компания, чтобы получать удовольствие от жизни. Вам нескучно одной, Вы умеете находить радость в уединении – а это дорогого стоит. Как бы то ни было, Вы имеете полное право быть такой, какая Вы есть! И окружающим придётся с этим считаться. Другое дело, если иногда Вы хотите, но по каким-то причинам не можете общаться с другими. Если эти сложности причиняют Вам боль и рождают негативные мысли о себе, с этим можно и нужно работать. Выйти из привычного состояния действительно непросто. Может даже казаться, что это невозможно или что у Вас для этого недостаточно способностей. Но не стоит отчаиваться. Общение с другими – неотъемлемая часть нашей человеческой природы. Также, как и хождение на двух ногах. Мало кто вспомнит, сколько неудач и (в буквальном смысле) падений пережил, когда только-только учился ходить. Сейчас мы ходим и даже не думаем об этом. Это получается само собой. Общение – такой же навык. Чтобы развить его, потребуется желание, упорство и практика. Помните, что Вы больше, чем Ваши трудности. Больше чем Ваше подавленное состояние. Больше, чем Ваша критика в свой собственный адрес. У Вас наверняка есть и свои сильные стороны, и внутренние ресурсы, на которые Вы можете опереться. И раз у Вас оказалось достаточно внутренней силы и зрелости, чтобы обозначить проблему, я не сомневаюсь, что Вам по силам её решить. Подумайте, что для Вас является примером «нормального» общения? Как оно происходит? Как Вы могли бы его описать? Как Вам кажется, чего не хватает Вашему общению, чтобы считаться «нормальным»? Вы можете поразмышлять об этом самостоятельно или обратиться за консультацией к психологу. Попробуйте разобрать несколько эпизодов Вашей жизни, связанных с общением. Это поможет Вам понять, что именно идёт не так и над чем, при желании, можно поработать. Кроме того, поразмышляйте, для чего Вам может пригодиться общение? Общаться – значит делать что-то «общим», делиться мнениями, переживаниями, разделять свой опыт с другим человеком. Есть ли что-то, что Вы хотели бы (даже несмотря на все трудности) донести до других? Есть ли кто-то, с кем Вы хотели бы чем-то поделиться? Чтобы научиться общаться, Вы можете понаблюдать за тем, как общаются люди вокруг. Проанализировать, как общаются между собой герои книг или фильмов. Что помогает им общаться «нормально»? Что из этого Вы могли бы взять на вооружение? Если Вы захотите, чтобы Ваши навыки общения развивались, то для этого важно их использовать. Подумайте, какие возможности для этого у Вас есть? Может быть, Вы могли бы больше общаться с кем-то из Вашего окружения? Или, допустим, завести новые знакомства в интернете? В процессе общения, обращайте внимание на свои чувства и на реакции Вашего собеседника. Если что-то пойдет не так, не бойтесь об этом сказать: выразить недовольство или опасение; спросить, что по этому поводу думает собеседник. Когда оба участника общения имеют возможность открыто проговорить свою позицию и быть услышанным, у них появляется шанс вместе справиться с возникающими затруднениями. Не отказывайте себе в общении из страха потерпеть неудачу. Помните о примере с хождением на двух ногах. Первые шаги в общении тоже могут даваться нелегко. Но если не оставлять попытки, то очень скоро общение станет происходить как бы само собой и даже начнет приносить удовольствие! Возможно, Вам пригодится знакомство с подходом, который называется «ненасильственное общение». Если Вам интересно, можете написать мне на почту, которая указана на этом сайте – и я вышлю Вам ссылки. В любом случае, желаю Вам удачи!