Как мне выжить одной среди одноклассников?
Здравствуйте, меня зовут Оля. Мне 15 лет. В этом году я перешла в 10 класс. Моя проблема в том, что в школе у меня вообще не осталось друзей, даже в классе. Все мои подруги поступили в колледжи, и у них нету на меня времени, так что общаемся мы только по сети. В нашем классе коллектив девочек очень дружен с первого класса, а я тогда дружила отдельно с девочками, которые сейчас поступили в колледжи. И вот в 10 классе я все время одна, остальные девочки общаются между собой, а я смотрю на них и понимаю, что даже если я к ним подойду, то буду лишней, ведь они уже давно дружат, а со мной все эти годы никто из них не общался. И я очень переживаю из-за этого, что не вливаюсь в коллектив и так будет еще 2 года. У нас с ними нету нечего общего, и не то что я просто необщительная, а просто они не хотят меня принимать, и я хожу как серая мышь. Не то чтобы они меня сильно обижали, но они задевают меня словами типа: "Как ты теперь будешь без своих подружек?", "Скучно без подруг?" и т.д. Как будто они сами не видят, что мне грустно без них. Еще был такой случай: я просто стояла возле одной из моих одноклассниц, и тут подходит ее подруга к нам и говорит мне: "Подвинься, одиночка". Меня это задело, и я практически каждый день иду домой со слезами на глазах из-за того, что я изгой в классе. Я не думаю, что уже можно изменить ситуацию. Поступать в колледж уже поздно, а в другую школу нету возможности перейти. На переменах мне скучно и одиноко, и я не знаю, что делать, я чувствую себя лишней в этом обществе. И я боюсь ездить на экскурсии с классом и не представляю, что буду делать на выпускном после 11 класса. Пожалуйста, помогите мне советом, что мне делать в такой трудной ситуации и как выжить среди моих одноклассников.
Оля, Украина , 15 лет
Мельникова Мария

Психолог
Ответ : Влиться в сложившийся коллектив – непростая задача в любом возрасте. Особенно в 15, когда так важны поддержка и одобрение сверстников. Очень жаль, что все Ваши подруги поступили в колледжи и у них почти не осталось времени для общения с Вами. В школе Вам грустно и одиноко без друзей. В этой ситуации такие чувства совершенно естественны. А слова девочек, которые пытаются Вас задеть, действительно звучат очень обидно. Однако независимо от отношения одноклассниц, Вы – такая же ученица этого класса, как и они. Значит Вы по определению не можете быть лишней. Им приходится считаться с Вашим присутствием точно так же, как Вам – с их отношением. Вы пишете, что если подойдёте к ним, то будете лишней. Я верю, что у Вас есть основания так думать. Но Вы говорите, что ни с кем из них не общались все эти годы. Значит, у нас нет гарантий, что это общение в принципе не могло бы сложиться. Ведь если мы предположим, что дружба между Вами совершенно невозможна, то у Вас и Ваших одноклассниц просто не останется шансов подружиться! То, что кто-то дружит с первого класса, не означает, что у него не может появиться новых друзей. Возможно, кто-то из девочек вовсе не настроен к Вам враждебно, но не идет на контакт, поскольку Вы держитесь обособленно. А девочкам, которые задевают Вас своими вопросами, Вы всегда можете ответить что-нибудь типа «конечно, мне скучно, мне кажется, ты и сама это понимаешь». Если кто-то, кто намеренно пытается Вас задеть, увидит, что ему не удаётся сыграть на Ваших чувствах, он быстро утратит интерес к этому занятию. Конечно, начать общение в такой ситуации совсем не легко. Но, возможно, в Вашем классе случаются обсуждения каких-то общих вопросов, к которым Вы могли бы присоединиться? Или бывает какая-то совместная работа, во время которой Вы также могли бы с кем-то поговорить? Это только мои предположения, и я уверена, что Вы сами сможете выбрать ситуацию, которая наиболее подходит именно Вам. Подумайте и о том, что могло бы произойти, если бы девочки приняли Вас в свой коллектив? Наверное, тогда Вы бы уже не переживали по этому поводу, и у Вас появилось бы больше времени и сил. На что Вы могли бы их потратить? Может быть, что-то из того, что Вы назовете, Вы могли сделать уже сейчас, а отношение одноклассников не помеха для того, чтобы сделать Вашу жизнь счастливее? Я знаю, как тяжело в одиночку выдержать давление группы. Но, судя по всему, Вам это удаётся, даже ценой значительных переживаний. Вы справляетесь. И пусть мы не можем поменять ситуацию, но мы в силах отыскать то, что Вас поддержит. Возможно, это будет Ваш интерес к какому-то школьному предмету. Может быть, Вас приободрит тот факт, что у Вас есть друзья за пределами школы, есть кто-то, с кем Вы можете поговорить и поделиться своими переживаниями. Безусловно, общение в школе очень важно, но ведь, наверное, Вы ходите в школу не ради этого? Что придаёт Вам сил и побуждает идти в школу каждый день, даже при том, что там Вас ждут сложности с одноклассниками? Как Вы думаете, чем, помимо общения, можно было бы заполнить время на переменах? Чем Вы могли бы заняться независимо от Ваших одноклассников? Какие у Вас интересы, увлечения? Чем Вы любите заниматься в свободное время? Чем Вы хотели бы заняться после окончания школы? Ведь жизнь вовсе не ограничивается недружелюбными одноклассницами, с которыми Вы, так или иначе, расстанетесь через несколько лет. Не отчаивайтесь и помните о том, что наши отношения с окружающими формируются каждый день. А это значит, что каждый день у Вас появляется новый шанс повлиять на развитие этих отношений, чтобы постепенно они изменились в лучшую сторону. Желаю удачи!