Я слишком углубилась в изучение и осмысление религии
Здравствуйте! От всего сердца прошу Вас помочь мне, так как я запуталась окончательно и просвета, как кажется, почти не вижу. Я достаточно мнимый, очень вдумчивый человек. Я настолько сильно люблю и боюсь за своих близких, что до недавнего времени моя собственная ипохондрия приводила меня в панику, когда навязчивые мысли о зле обрушивались на меня со свей своей беспощадной силой фантазии. Навязчивые мысли о болезнях, потерях не давали мне покоя. На почве всего этого еще сильнее обострился этот страх болезни после одного случая, когда страшная болезнь украла одного человека. Все это казалось настолько страшным, подлым, неожиданным, что я до сих пор не могу прийти в себя, настолько все это меня поразило. Я очень впечатлительная к тому же. Но… все еще ничего, пока однажды одна навязчивая мысль не довела меня до отчаяния. Мысль о том, что я якобы должна служить Богу, чтобы доказать ему свою любовь, что я не должна бояться даже бол… Не могу даже дописать до конца – такая глупость большая! И я попалась на это. Начала рыться в православных сайтах, и это так меня ранило. Одна книга с перечнем грехов чуть ли не воспрещала дышать там, где не нужно… Понимаю, что бред, но все же, тогда я была слишком уязвима и так глубоко это все восприняла, что задыхалась. Я словно не я, я потеряла, забыла часть себя! Я не видела просвета: мир погряз в грехе, нельзя радоваться, нельзя то, другое… Боже, как вспомню! Я погрязла в богословских диспутах о природе Христа человеческой ли или божественной, о Троице, о том, чья вера права, чья вера нет, о том, что Бог милостив или нет, наказывает или нет… Всегда, как и многие, как бы идеализировала монашествующих и так далее, но поняла, что они обо всем судят из своих представлений, из своей, так сказать, «картины мира», слишком узкой, непростительно узкой для меня, моего кругозора, да простят они меня, не хочу никого обижать. Я не хочу задыхаться в этой религиозной среде, где монахи утверждают лишь свою правоту, богословы камнем давят на психику своими догматами, обоснованиями научных теорий, своими аргументами и так далее. Подскажите, как мне вырваться из заколдованного круга религии, когда я так ее когда-то идеализировала… я бы вырвалась, но иногда такая мысль… а вдруг они правы? Но кто они? Монахи, священники одной конфессии??? Что мне делать??? Я прочитала массу научных книг, я все понимаю, рассуждаю, но что-то мне мешает… Эта идеализация религии, ее служителей, мне все время кажется, что у них «преимущество» даже перед самыми здравыми рассуждениями историков, не антирелигиозными к тому же. Одно слово – спасите! Их открытое или завуалированное пренебрежение к психологии, человеческим естественным влечениями, критике обескураживает меня и лишает разум опоры, и тем самым я будто замираю, не могу любить, жить в полную силу, себя же считая виноватой в том что я не «хочу» «совершенствоваться»… якобы. Прошу помогите мне. Спасибо огромное.
Алина, Одесса, Украина, 22 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Я не думаю, что в какой-то православной литературе Вы могли найти запрещение людям радоваться. "Всегда радуйтесь, за все благодарите" - писал апостол Павел в своих посланиях христианским общинам. Возможно, Вы читали какие-то святоотеческие писания, которые предназначены для монахов, ведущих аскетическую жизнь. Такие книги читают обычно по благословению духовника, даже воцерковленные люди. Не воцерковленные же, действительно, могут запутаться, ибо там специфическая терминология и лексика. Мирянину не воцерковленному желательно начинать свой путь к Богу с посещения богослужений в храме и чтения Евангелий. В Евангелиях с нами говорит сам Христос, и Его речи образны и понятны, полны веры, любви и надежды. Желательно в какой-то момент созреть для исповеди. Готовиться к ней нужно по заповедям - заповеди десятисловия и заповеди блаженства. Определить свои грехи как моменты нарушения этих заповедей. Для помощи в подготовке можно использовать книжечки о. Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди" или св. Игнатия Брянчанинова "В помощь кающимся". Какие грехи знаете за собой, в чем действительно раскаиваетесь, что хотите в себе изменить, о том и говорите на исповеди. И не надо ничего бояться - "боящийся не искушен в любви" - часто говорил Христос своим ученикам. Понимание веры приходит постепенно. Богу не надо ничего доказывать - Он сам все видит. Любовь просто надо иметь в душе, как противоположность агрессии, обидам на себя и других, унынию, превозношению себя и пр. Это и есть основные грехи, а поступки уже вытекают из неправильного состояния души. "Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем" - сказано в Евангелии от Иоанна (4.16) - вот основа христианства. И вся жизнь человека верующего посвящена приведению себя в соответствие этому состоянию и удержанию себя в нем. Церковь для этого в помощь, но не самоцель. Священники не святые - ни один человек при жизни не считается святым в православии. Поэтому не надо идеализировать священников, но просить совета и перенимать опыт. Участвовать в таинствах, совершение которых невозможно без священника. Науку психологию церковь вовсе не отрицает - наоборот, существует такое ответвление, как православная психология. Некоторые батюшки имеют психологическое образование. Негативно высказываться могут о некоторых школах, методах, выводах и установках, что совершенно естественно. В наше время психология очень сильно разветвилась. Появилось довольно много сомнительных направлений и методик, которые работают на сиюминутную выгоду, но наносят глубокий вред душе пациента. А классическая психология как наука о душе, всегда принимала понятие Бога как высшей точки трансцендентности души, с чем церковь совершенно не спорит. Резюмируя, скажу еще раз: начинайте изучать христианство с Евангелий, и, если будет по-прежнему что-то непонятно, можете обратиться ко мне за индивидуальной консультацией.