Не понимаю, почему я притягиваю таких людей?
Здравствуйте. Пытаюсь разобраться в себе. Два раза я выходила замуж. И каждый раз меня пытались уничтожить. В первый раз, когда я отказывалась плясать под дудку мужа и его родственников, за мной установился тотальный контроль, запреты общаться с родителями, бесконечные манипуляции на тему, что я не люблю мужа, не обеспечиваю его материально, как надо. Что я плохая жена. Хотя муж абсолютно не работал. Во втором браке всё было тихо-мирно, пока мы не перебрались жить к свекрам. Там началось то же, что и в первом браке. Свекровь запрещала общение с людьми, а свекр постоянно угрожал убить, бегал за мной с топором и выгонял из дому. Муж старался не замечать происходящее или тоже упрекал, что я недостаточно хороша. А я все равно делала то, что должна была. Готовила, убирала, деньги в семью приносила. Но этого всегда было мало. И в первом, и во втором браке меня пытались сломить, оборвать крылья. Обесценивали мои действия. Пытались морально уничтожить, сделать из меня зомби. Я не понимаю, что со мной не так, почему я притягиваю таких людей. Ведь второй муж был намного лучше первого. С чего начать раскопки в себе?
Марина, Украина, 32 года
Алла Дмитриева

Психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат наук
Ответ : Мне кажется, в вашей непростой ситуации самое важное вы уже сделали. Вы проанализировали оба ваших брака, выделили повторяющийся момент (то, что вас и ваш вклад в брак обесценивают). И решили что-то изменить, начав с себя, что совершенно правильно. По такому короткому письму невозможно точно сказать, что конкретно и где именно пошло не так в обоих ваших браках, но некоторые предположения все же сделать можно. Когда вы описывали первый брак, вы говорили о том, что муж не работал, а вы работали, то есть его содержали. Во втором браке вы делали «все, что надо» - готовили, убирали, приносили в семью деньги. В ответ от мужа получали игнорирование ваших проблем и обесценивание. Может, в этом и есть ответ, что с вами происходит? Вы стараетесь быть хорошей женой настолько, что не замечаете: а вам отвечают тем же? Чтобы брак нормально работал, нужно, чтобы обе стороны двигались навстречу друг другу, обе делали инвестиции в свой брак. Путь неравные, важен сам факт, что они идут с обеих сторон. Если же старается только одна сторона, то ее усилия неизбежно начинают обесценивать и принимать как должное. Похоже, с вами именно это и произошло. И отсюда совет – не старайтесь слишком, пока ваш партнер не покажет, что тоже готов стараться. И еще – в случаях, подобных вашему, не помешает помощь психолога. Важно ведь не только понять, что происходит, но и добиться изменений, которые позволят вам в новых отношениях поставить себя совсем по-другому.