Отцы, сыновья, братья - права и обязанности
Добрый день! Хотел бы узнать ваше мнение. Мне 25, моему брату 17. Он мне родной только по маминой линии, отцы у нас разные. Брат не хочет учиться в колледже, не хочет пока что брать ответственность ни за что в своей жизни, у него, так сказать, ещё пока «ветер в голове». Так как отец ушёл, мама старается надавить на меня, чтоб я его заставлял учиться, взяться за ум, чтоб дарил ему подарки и недешевые (например, сумки для учебы или одежду) и просвещал по всем жизненным вопросам. О себе добавлю, что в университет я поступал своими силами и закончил его тоже своими силами, женат, есть работа, но такое ощущение, что на меня хотят «повесить» воспитание брата-подростка. Вопрос такой: должен ли я воспитывать брата? Должен ли я заставлять его учиться в колледже вопреки его желанию? Где грань моего участия в его жизни и ответственности родителей? Получается, хоть я буду воспитывать брата, хоть нет, то останусь виноватым перед мамой за любой исход.
Евгений, Днепропетровск, 25 лет
Бабиевская Елена Кирилловна

Психолог-консультант, психотерапевт
Ответ : Судя по вашему описанию, мама пытается навязать вам роль отца ребенка, и, однозначно, это роль не ваша, а его настоящего реального отца. Отец должен его воспитывать, ругать, хвалить, дарить подарки и т.д. Вы не должны ничего. Родители ответственны за ребенка, поскольку решили его родить. Он не просил, чтобы его рожали, соответственно, им ничего не должен в ответ. А вы тут вообще ни при чем. Вас не спрашивали, рожать ли брата, вы ничего никому не обещали, ваше дело - сторона. Так что насчет ответственности все ясно. Все претензии мамы направляйте по адресу - реальному отцу ребенка. Ему она может предъявлять претензии на полном основании (мальчику еще нет 18, и отец должен участвовать), вам нет. На все претензии матери ответ один - я не его отец, все эти вопросы - к нему. Точка. Другое дело, если вы хотите помочь маме и/или брату. Тогда вы можете предлагать им свою помощь, делать что-то, что вас просят или то, что считаете нужным. Думаю, вы любите брата и вам хочется и помочь ему взрослеть, и поддержать, и научить чему-то. Ему очень не хватает отца, так же, как я понимаю, не хватало отца и вам. И вам пришлось взрослеть самому, потому что у вас старшего брата не было. Так что здесь - дело не обязательств, ни долга, ни вины. Дело - вашего свободного выбора - помогать брату или нет, дать ему пойти вашим путем или помочь идти иначе. И еще. Где ВАШ отец? Жив ли он? Может ли он еще додать вам то, чего недодал в детстве и юности? Помните - он по-прежнему должен вам, и вы имеете право требовать у него то, что вам нужно.