Муж со мной развелся, но теперь хочет вернуться
Здравствуйте! Моя история такова: прожили с мужем почти 24 года. Выходя замуж, была почти уверена, что человек, который "добивался" меня около двух лет (до этого он пережил довольно мучительный и скандальный развод), просто не способен на измены. Но он не оказался редким исключением. Было обидно и больно сознавать, что к другим женщинам муж относится лучше, чем ко мне. Каялся, а я верила, что всё это глупости (хотя пренебрежение в отношении меня все равно было заметно всегда). Мысли о разводе посещали меня не раз. Но мы с ним пережили мою страшную болезнь, и я искренне была благодарна этому человеку за заботу и преданность. Но спустя 4 года муж очень изменился, все его поведение говорило, что он рядом, но "не со мной". Да, я нашла подтверждение своим догадкам. Впрочем, все было очевидно: и беседы, и дозвоны по телефону с убеганием на балкон, на улицу, в другую комнату, и лживые ответы на мои вопросы по этому поводу. Однажды, услышав разговор его по телефону с недвусмысленными признаниями, я подала на развод. Как оказалось, этой даме муж звонил постоянно, даже среди ночи. Через 2 месяца после развода он ушел к ней. Уходя, проявил великодушие, сказав, что оставляет квартиру мне с дочкой. Распорядился и по поводу своих оставшихся вещей. В общем, ушел "навсегда". Через день явился, заявив, что стал другим человеком, что живет у дамы как всего лишь квартирант, и все в таком невероятно бредовом духе. Настаивает на своем возвращении, порой прослеживаются угрожающие нотки. Но я его не хочу больше видеть рядом. Да и дочка (ей 16) говорит, что ей теперь стыдно папе в глаза смотреть... Его поведение стало просто навязчивым. Он считает, что мне без него плохо, что я без него не выживу и т.д. Как его отвадить, как объяснить, что он сделал свой правильный выбор и меня это сейчас устраивает? Мне сейчас спокойно, я не страдаю от лжи и предательства, я впервые полностью занята собой и детьми.
Елена Б., Магнитогорск, 56 лет
Елена Ракитова

Психолог-консультант по системной семейной терапии
Ответ : Все люди имеют право выбора - Ваш бывший муж на то, чтобы менять свои решения относительно того, как и с кем жить, а Вы имеете право на свою жизнь. И если Вас устраивает его решение о разводе, Вы его приняли, то планомерно объясняйте мужу это четко и ясно, без долгих разговоров. Пройдет время прежде чем он сможет с этим смириться, но если Вы будете продолжать настаивать, смирится и перестанет навязывать Вам свое желание вернуться. Ваша задача - твердо стоять на своем. И очень важно не вмешивать в вашу с бывшим мужем историю дочь, все-таки он остаётся ее отцом и для ее будущей личной жизни необходимо иметь позитивный образ значимого мужчины, а не чувство "стыда" от общения с ним. Удачи Вам!