Во время ссор муж не сдерживается
Добрый день! Мы живем с мужем уже 10 лет, старшему сыну 10 лет и я долго не могла забеременеть. в 2015 году родила еще сына и сейчас беременна. У нас отношения хорошие я чувствую его любовь, но иногда, когда ругаемся, он мне такие обидные слова говорит, что не знаю, что в такие моменты делать. ответить я ему не могу, потому что он может и руки распустить. В начале наших ссор понимаю, что я права, но в конце начинаю его жалеть и чувствую себя виноватой. Во время ссор я его не оскорбляю, но от него слышу столько гадостей, что удивляюсь, как он со мной живет. говорит, что я плохая жена, что жалеет, что на мне женат, хотя я всегда работаю, финансово мы друг друга поддерживаем. и все, что у нас есть на данный момент, мы заработали вместе, но он грозит в такие моменты вышвырнуть меня из дому с позором. Я знаю, у меня тоже характер, я не могу промолчать, и поэтому я его всегда прощаю, зная, что я спровоцировала ссору (могла бы и промолчать). Не знаю, очень тяжело мне, что-то я делаю не так.
Асель, Казахстан, 33 года
Алла Дмитриева

Психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат наук
Ответ : По вашему письму трудно сказать наверняка, что происходит с вашим мужем, но похоже на то, что у него серьезные проблемы с контролем над агрессией. Признаками такого плохого контроля являются: - проявление физической агрессии (вы пишете что муж распускает руки в отношении вас, даже беременной); - обильные, порой нелогичные и абстрактные обвинения (вы пишете, что он называет вас «плохой женой» и говорит о том, что жалеет о вашем браке, и это после 10 лет супружества); - угрозы (о них вы тоже писали); - временное отключение от реальности (например, угрозы просто вас «вышвырнуть с позором», на что у него нет никаких прав юридически). Кажется, большая часть признаков налицо? Если так, что самое важное, что вам нужно понять – то, что это не ваша проблема, это проблема мужа. Поэтому, как бы вы себя ни вели (отвечали, молчали, плакали) его неконтролируемый гнев все равно будет выливаться в ссорах. Ваш характер тут совершенно не при чем. И виноватой вам чувствовать себя не в чем. А существующую проблему надо решать в корне. И решить ее может только сам муж. Поэтому я бы посоветовал поговорить с ним, когда он будет в нормальном настроении. Многие из тех, кто страдает от проблем с гневом, часто про себя жалеют о своем поведении и хотят изменить ситуацию. Если ваш муж из таких, уговорите его пойти к психологу. Самостоятельно проблемы гнева решаются редко. А грамотная психологическая работа с агрессией может дать хорошие результаты. И еще совет. Возможно, им лучше будет воспользоваться не сейчас, когда вы беременны, а позднее, когда вы придете в себя после родов. Вы пишете о своем чувстве вины после ссор и о том, что всегда его прощаете. Казалось бы, это должно способствовать миру в семье, но практика показывает, что эффект такого поведения будет обратный. Плохо контролирующий свою агрессию человек бессознательно «читает» такое поведение как своего рода разрешение вести себя так и дальше. Так вот, не берите на себя вину за чужие проблемы. И постарайтесь донести до мужа, как больно вас ранят такие ссоры и как плохо они действуют на ваши отношения и на психику детей. Не поддерживайте в нем иллюзий насчет того, что якобы вы оба в чем-то виноваты или что так можно жить до бесконечности. Только поняв, что так больше нельзя, он может начать что-то менять. Вы пишете, что он любит вас? Ну так пусть докажет это, признав проблему и сделав попытку изменить свое поведение, которое угрожает всему хорошему, что есть в вашей паре.