Муж не хочет второго ребенка
Добрый день! Давно мучает проблема отсутствия второго ребёнка. Вроде утихнет, потом опять хоть на стенку лезь. У нас мужской фактор бесплодия, муж лечиться не хочет, говорит: одному ребёнку все дать лучшее и пожить для себя ещё успеть. Поздно уже, говорит, нам около 40. Я все понимаю, но материнский инстинкт я не реализовала полностью. Ведь материнство - это, то что приносило самую большую радость в жизни. Работа нормальная, достаток - все есть, но это все не то. Вообще помогло бы только ЭКО, но мужа туда не затащишь. И себя виню, что не могу ничего исправить, не могу найти слова, чтобы его убедить. Я понимаю и уважаю его решение, но потом опять тоска нахлынет. Как от этого освободиться и радоваться жизни и тому, что имеешь?
Анна, Кострома, 39 лет
Бабиевская Елена Кирилловна

Психолог-консультант, психотерапевт
Ответ : Анна, это большая проблема. И в ней очень много вопросов. И к вам, и к мужу. Если вы ответите на них, может быть, что-то для вас прояснится. Мне кажется, проблема второго ребенка в вашем случае маскирует какую-то другую, более глубокую проблему. Какую-то пустоту у вас внутри или/и в вашей семейной жизни, которую вы не знаете, как заполнить иначе. Так что рекомендую вам для начала семейную психотерапию, там, я думаю, вы могли бы быстрее решить этот вопрос. Но если денег нет, или мужа не затащить, попробуйте найти понимание через мои вопросы. 1. Вопросы к вам. Что приносит вам материнство такого, чего нельзя получить никак еще? Или можно? Умеете ли вы радоваться жизни, несмотря на то, что чего-то не хватает? Как часто вы смотрите на мир через черные очки? Как часто говорите: "Да, но..."? Готовы ли вы родить ребенка от донора? Готовы ли вы родить ребенка без мужа? Готовы ли вы заниматься ребенком только сама, без помощи мужа? Представьте, что второй ребенок у вас есть. Чем тогда вы будете недовольны? Часто ли вы ругаете себя? Зачем? Если бы пришлось выбирать - муж или второй ребенок, кого бы вы выбрали? Есть ли в вашем понимании такой вариант, где и муж доволен, и вы? Какой? Чего еще не хватает в вашей семейной жизни, кроме второго ребенка? Пока все. Теперь вопросы про мужа или к нему: Он не хочет лечиться или не хочет ребенка? Или и то, и другое? Это разные вопросы. Почему он не хочет ребенка? Как складывалось, когда первый ребенок был маленьким, кто им занимался? Готов ли он к ситуации, что вы рожаете ребенка от донора? Будет ли он вам помогать его воспитывать? Будет ли считать его своим? Сможет ли в такой ситуации остаться с вами? На что он готов пойти ради вас? Есть ли в его понимании какой-то вариант, где и он доволен, и вы? Чего еще, по его мнению, не хватает в вашей семейной жизни? Поговорите обо всем честно. Может быть, что-то новое придет к вам. Если нет - тогда вам точно пора к семейному психологу, слишком замыленный и зашоренный у вас обоих взгляд на вашу семейную жизнь, нужен взгляд со стороны.