Если мама с бабушкой вызывают отвращение…
На душе просто омерзительно. Недавно узнала, что моя мать занимается сексом со своей матерью, ну с моей бабушкой. Они не знают, что я в курсе, но я не могу с ними теперь рядом находиться. Ощущение грязи и мерзости. Пытаюсь заняться своими делами, но все равно чувство гадливости не пропадает. Не могу теперь ни видеть их, ни голоса их слышать. Как дальше жить-то, что делать?
Рита, Москва, 17 лет
Алла Дмитриева

Психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат наук
Ответ : Ваша реакция на подобное «открытие» вполне естественна, и вот почему. Во-первых, не случайно принято так, чтобы дети не были в курсе подробностей сексуальной жизни родителей. То есть, взрослые дети, разумеется, знают или догадываются, что у родителей есть личная жизнь. Но так уж устроена человеческая психика – непосредственное предъявление родителей в интимных ситуациях будет для ребенка, даже взрослого, в той или иной степени травматично. Во-вторых, вы не просто случайно получили излишнюю информацию. Вы узнали, что ваши близкие нарушают одно из важных общественных табу (запретов) – запрет на инцест, то есть на сексуальные отношения между близкими родственниками. И такая информация о близких вполне может вызвать чувство отвращения и желание их избегать, почти на инстинктивном уровне. И подобное отвращение и отчуждение внутри семьи может переживаться очень тяжело. Давайте посмотрим, что в подобной ситуации можно предпринять. Первый совет может прозвучать немного абсурдно, но на самом деле это не так. Подумайте, не могли ли вы ошибиться касательно того, какие у них отношения? Если вы что-то увидели, уверены ли вы, что правильно истолковали ситуацию? Что это не было, например, попыткой осмотра медицинской проблемы или массажем, и так далее? Если вы что-то услышали, уверены ли вы, что это говорилось всерьез? И именно о них двоих? Если вы однозначно уверены, что полученная вами информация верна, то тогда, наверное, вам стоит послушать свою интуицию и начать увеличивать дистанцию между вами и вашей семьей. И дело даже не в том, как с моральной точки зрения относиться к таким связям. В инцестуальных семьях одной из главных проблем бывает полная спутанность семейных ролей и психологических границ. В принципе, семейные роли включают в себя определенный набор неписанных прав и обязанностей каждого члена семьи. А если эти роли перепутаны, ни у одного из членов семьи нет никаких гарантий, что его права будут соблюдаться, а нормальные ожидания (в самых разных отношениях) оправдываться. Из безопасного и уютного пространства семья превращается в нечто непредсказуемое, хаотичное и психологически не безопасное. Одновременно, часто происходит нарушение личных границ всех или отдельных членов семьи. Ведь табу на определенные отношения – это тоже границы, и очень серьезные. И, если в семье они свободно нарушаются, можно предположить, что и другие неписанные границы будут нарушаться, что может сильно и негативно сказаться на других членах семьи. Отсюда совет: если вы уверены в правильности своей информации, начинайте работать над собственной самостоятельностью и независимостью. Не стоит размышлять о том, что там происходит у старших. Да, если вы правы, у них серьезные проблемы, но вы не можете ничем им помочь и не можете ничего изменить. Поэтому переключайтесь на себя. Вам ведь 17? Может, стоит найти учебное заведение в другом городе? Или даже одновременно с учебой пойти работать, чтобы в перспективе начать жить отдельно? Самостоятельность и независимость позволят вам занять ту дистанцию от семьи, которая будет вам психологически комфортна, к тому же, живя своей жизнью, вы просто будете меньше думать о том, что происходит у старших поколений, это станет для вас куда менее важным и будет переживаться намного легче.