Боюсь изменить свою жизнь после развода с мужем-алкоголиком
Здравствуйте! У меня сложилась очень непростая ситуация в семье. Я замужем 26 лет. Была. Этим летом не выдержала постоянных пьянок мужа и развелась. За этот период познакомилась с другим мужчиной. Влюбилась, наверное, впервые в жизни. Я читала много о кризисе средних лет. Возможно это кризис. Но выйти из него не могу уже больше года! Мой новый мужчина иностранец. Oчень внимательный, уверенный и заботливый. Я думала, что таких мужчин не бывает. Мы много раз встречались, я летала к нему домой. Мы много путешествовали. И за это время я поняла, что мне очень повезло встретить такого человека. Он зовёт меня замуж. Настойчиво. Но проблема в том, что я боюсь изменить свою жизнь!!! Боюсь перемен. Мне сейчас просто страшно. Мой, теперь уже бывший муж, закодировался и просит вернуться к нему. Это он уже лечится второй раз. Ему нужна сейчас моя помощь и поддержка. Но как вернуться, если я уже принадлежу другому? Он добрый и щедрый. У нас разное было в жизни. Было и хорошее, было и плохое. Когда он не пьёт, то жить с ним можно. Но стоит ли возвращаться??? Или идти вперёд... Я понимаю, что никто не сможет принять решение за меня. Но я терзаюсь между выбором. Вернуться... Или идти дальше?
Наталия, Россия, 45 лет
Алла Дмитриева

Психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат наук
Ответ : Вы пишете о кризисе среднего возраста так, как будто это такое временное затмение разума, которое пройдет, и все вернется на свои места. Но это совершенно неверный подход к кризису. Кризисы наступают, когда один период жизни закончился, а другой начался. Они нужны для того, чтобы человек смог правильно адаптироваться к новому периоду жизни, сформулировал для себя новые приоритеты, новые задачи, а также тут путь, которым он пойдет дальше. Иногда кризисы бывают довольно мучительны, но, если результатом кризиса станет четкое понимание человеком, кто он теперь такой и чего хочет от жизни, мучения того стоят. По-видимому, вы сейчас действительно переживает кризис, и важно воспользоваться им, чтобы правильно построить свою жизнь. Вы пишете, что понимаете – никто не может принять решение за вас. И это верно. Ни один ответственный психолог не станет советовать вам, какого мужчину выбрать, ведь все обстоятельства и чувства известны только вам. Поэтому я просто предложу вам несколько вопросов для размышления, ответив на которые вы, возможно, сможете принять верное решение. Итак: • Представьте себя через пять лет, где-нибудь на отдыхе на море… или даже дома, уютно устроившись у телевизора. Кого вы видите рядом с собой? Бывшего мужа или вашего нового мужчину? • Вы боитесь менять свою жизнь. Чего именно вы страшитесь? Есть ли способы снизить эти страхи? • Что будет, если вы вернетесь к мужу, а он снова начнет пить? • Что будет, если вы уедете к любимому, а отношения не сложатся? • В каком случае сожалений будет больше? • Какая фраза вам больше нравится: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» или «Лучше сделать что-то и потом пожалеть об этом, чем жалеть о том, что ничего не сделал»? • Какой из мужчин вызывает у вас больше чувств? В том числе сексуальных? И последнее. Никому еще не удавалось построить дающие радость отношения на основании того, что «надо помочь», или «я ему нужна». Сейчас гораздо важнее, кто нужен вам. Что же касается вашего страха перемен, то есть известная цитата: «Большая любовь и большие достижения всегда сопровождаются большими рисками». И только вам решать, на какие риски вы готовы пойти, на какие – нет.