Управление гневом
Здравствуйте, уважаемые консультанты! Меня зовут Екатерина. Мне 35 лет, замужем, есть дети, есть интересная работа. Нельзя сказать, что в моей жизни происходит нечто ужасное, скорее наоборот, я вполне довольна своей жизнью. Есть только одна вещь, которая меня очень беспокоит, это моя злость, даже скорее это похоже на неуправляемый гнев, в какой-то момент мне кажется, что меня сейчас разорвет от гнева, и страшно от того, какие мысли приходят в голову. Такие моменты бывают как и в семье, так и по рабочим вопросам. Всем от меня что-то нужно, кому внимания, кому любви, кого поддержать. Сил больше нет все это терпеть. Что мне делать?
Екатерина, Москва, 35 лет
Крайер Наталья Владимировна

Психолог, психотерапевт
Ответ : Гнев - это защитная реакция организма на действия, угрожающие Личности. Если человек в силу разных причин не может сказать "нет" неподходящей ситуации или не может дистанцироваться от неподходящего объекта, а продолжает с ними контактировать, то обрушение внутренних опор такого человека неминуемо. И тогда защитная реакция (гнев) приходит на помощь, чтобы спасти Личность от разрушения. Поэтому, чтобы сохранить себя, когда разрывает от гнева - нужно разрешить себе гневаться. Но здесь важно постараться найти адекватный способ выражения сильной злости, чтобы не пораниться самому и не порушить окружение. Если позволяют обстоятельства и хватает силы духа, можно прямо сказать Другому, насколько сильно Вы на него злитесь, что готовы сделать то-то. Иногда даже обозначение намерения (без его воплощения) способно снизить внутреннее напряжение. К тому же открытое предъявление таких сильных чувств позволяет изменять отношения между людьми (если Другой важен, и эти отношения ценны). Если контакт с человеком невозможен или нежелателен, то можно поискать подходящий именно для Вас способ высвобождения энергии гнева. Например: поехать куда-нибудь покричать, побить подушку кулаками или ремнем, покидать мягкие игрушки в стену или даже разбить тарелку, разорвать стопку газет, покрутить педали, пострелять в тире и т. п. Выбор способа зависит от того, где в теле Вы больше всего чувствуете напряжение - соответствующие группы мышц и желательно задействовать. А если не выпускать наружу (в социально приемлемой форме) эту мощную энергию, которая требует выхода, то появляется ощущение, что "сейчас разорвет от гнева". Правда, бывает, что никакой способ не помогает до конца излить гнев, тогда остается плакать от бессилия. Мне жаль, что Вам приходится столько терпеть.