Как пережить потерю ребенка вскоре после рождения?
Добрый день! 10 июня 2016 года я родила сына. Роды были сложные. Сын застрял в родовых путях. Около 2-3 минут я не могла ничего сделать. Его сердечко переставало биться. В конце концов я родила, но Артемка не дышал, хотя сердце билось. За две недели его научили дышать, и какое было счастье взять сына на руки. Но, увы, страшные дни были только впереди. Из-за того, что ребёнок застрял головкой (хотя в документах написано плечами) и было кислородное голодание, произошло кровоизлияние в желудочках головного мозга. Из-за этого пошёл отек по мозгу. Из роддома нас отправили в детскую патологию. Там мы пролежали еще 3 недели. Нас лечили, говорили, что ребёнок идёт на поправку, но это было не так. Мы только потеряли время... По моему настоянию нас перевезли в соседний город и положили снова в реанимацию. По правилам этой больницы, ребёнок должен лежать один. Один, представьте, как это, когда маленький человечек лежит сам в больнице, а мама находится дома. Я думала, что сойду с ума. По ночам я искала своё сокровище в кровати, но его рядом нет. Каждое утро я просто летела в больницу, чтобы услышать хорошие новости от доктора, но я каждый день слышала только одно: "Ваш ребёнок в тяжёлом состоянии". Меня пускали к Артемке всего на несколько минут. Я пыталась передать за эти минутки всю свою любовь. 9 августа я, как всегда, спешила в больницу, но спешить было не к кому. 8 августа в 21:45 сердечко моего сыночка остановилось. Когда мне позвонили и сказали "приезжайте за телом", я думала, что этого просто не вынесу. Я помню, как мы с мужем подходили к больнице, а рядом уже стояла черная машина, которая должна была забрать маленькое тело и отвезти на вскрытие. Мне его даже не показали. Просто отдали его вещи и все. А дальше как в тумане: организация похорон, выбор креста и гробика. 10 августа мы его хоронили. Ему в этот день исполнилось всего 2 месяца. Мой малыш даже не знал, что такое дом. Я себе простить не могу, что когда мой малыш умирал, меня не было рядом. После 9-ти дней, мы с мужем уехали в так называемый отпуск на две недели. Думали, что как-то станет легче. Но легче не стало. Подскажите, как нам это пережить. Я не могу так. Это очень больно. Мы нашего маленького ждали 4 года, а за 2 месяца он от нас ушёл...
Марина, Северодонецк, Украина, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это очень большое горе, и я искренне сопереживаю Вам и всем Вашим близким, и конечно, Вашему малышу, который так рано покинул свою семью. Когда ребенок умирает, боль и опустошение являются абсолютно подавляющими, разрывающими соединение с жизнью во всех аспектах и смыслах. Горе это и шок, и онемение, и отрицание, может быть даже спутанность сознания и неверие, - все эти эмоциональные состояния помогают выжить сейчас Вашей психике, чтобы Вы не были в тотальном соединении с потерей. Со временем некоторые из этих первых эмоций может начать снижаться, уходить и появляться другие - чувство вины, гнева, одиночества, отчаяния, печали и сожаления. Из-за интенсивности всех эмоций Вы можете чувствовать, что не в состоянии понять все, что испытываете. Каждый человек уникально переживает горе, кто-то может выразить свою боль открыто, в то время как другой человек будет держать свои чувства закрытыми. Нет правильного или неправильного пути. Общество и окружающие обычно признают или дают какое-то определенное время страданиям других людей (или как это должно быть), это бывает очень больно, они пытаются переключить, заставить чувствовать что-то другое, говорить банальности, могут уставать от Вас, злиться. И даже Вы и Ваш муж можете двигаться по-разному по этому тяжелейшему пути. И вы оба не должны поддаваться ожиданиям других людей, как вам все это проходить, как жить теперь. Вам будет помогать, если Вы будете говорить с кем-то о своем чувстве вины, которое часто мучает родителей, потому что родитель считает, что если бы только он сделал или сказал что-то другое, смерть бы отступила. Иногда очень сложно простить себя или прийти к пониманию того, что Вы не могли бы предотвратить смерть своего ребенка. Отчаяние и одиночество Вы можете чувствовать все равно, даже если будете с близким, ведь по сути мало кто может по-настоящему понять, насколько глубока боль родителя. В этой ситуации лучше искать, например, сообщество Наши потери на сайте бебиблог. Поиск поддержки со стороны других людей, которые испытали такие потери, это может помочь. У Вас также может быть желание присоединиться к Вашему ребенку, и это нормальная и естественная реакция на боль, которую Вы испытываете. Если эти чувства становятся подавляющим, и Вы думаете о суициде, надо как можно быстрее обратиться за профессиональной поддержкой (психолог, психотерапевт). Физически Вы можете сейчас быть не в состоянии нормально или регулярно есть, спать, может быть ощущение, что Вы ходите как в тумане, может пострадать кратковременная память и будет неспособность концентрироваться (например, после гибели мужа у меня была частичная амнезия в течение месяца). И как бы сейчас это ни казалось незначительным, Вам и мужу надо питаться, пить воду, ходить пешком (это хотя бы какая-то физическая нагрузка). Не стоит пробовать алкоголь как средство снизить боль. Иногда бывает так, что надо уже принимать лекарства, антидепрессанты, противотревожные препараты, от бессонницы. Сейчас Вы можете изменить своей вере, которая была в Вас до потери или наоборот - придти к какой-то иной философии жизни. Многие в горе находят свою веру, и это становится источником их силы, в то время как другие злятся на Бога или на мир, даже на других людей, которые не переживают таких страданий. Позвольте себе полностью все это чувствовать и открыто выражать все эти изменения, с которыми Вы можете столкнуться в Вашем миропонимании, убеждениях. Не торопитесь ничего делать с детскими вещами, со всем, что принадлежит малышу, это его личное имущество, оставьте все как есть, запахи, все как где лежало. Вы сами почувствуете тот момент, когда будете готовы менять, собрать, разложить, постирать, доверяйте своим инстинктам. У Вашего ребенка есть история его жизни, 9 месяцев и 2 месяца. 11 месяцев. Напишите книгу о нем для себя. Вашу любовь к нему и близость с ним не отнимет никакая смерть никогда.