После смерти друга у меня появились панические атаки
Здравствуйте! Месяц назад у меня умер друг. В последнее время я тоже чувствую, что умру. Так все хорошо, ничего почти не беспокоит кроме жуткой бессонницы, но есть подсознательное чувство смерти. Появилось оно после того, как мне приснился сон, будто мы с этим самым другом целовались. Ощущения от этого сна неприятные; атмосфера сна мне не понравилась. Да и трактуется это плохо, мол, меня ждет тяжелая болезнь/смерть. Хотя до этого сна я очень хотела, чтобы он мне приснился, да и сон с ним не первый, после его смерти. Такое ощущение, будто я смирилась, потому что хоть я и боюсь умирать, я все равно рискую своей жизнью, занимаясь опасным увлечением. Проблема в том, что я не могу сходить даже к психологу, потому что родители не должны узнать! Помогите мне, пожалуйста! Я понимаю, что мысли материальны, я не хочу умирать! К каким врачам нужно сходить? Как побороть панические атаки? Я так устала.
Ирина, Королев, 15 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Потеря близкого человека, друга, то, что Вы испытываете сейчас, это очень травматично. Возникают различные чувства и даже противоречивые, и Вам надо разрешить им быть, даже если иногда может казаться, что Вы сходите с ума. Переживание горя, потери - это всегда очень личный, уникальный процесс, в котором нет правильных или неправильных чувств. В этот период Вам также надо увидеть, что Вы не одна, должна быть группа поддержки, это могут быть друзья, родители, психолог или даже священник. Вам надо обращаться к кому-то за эмоциональной поддержкой. Также, если у Вас нарушения сна и панические атаки, посетите невролога, Вам надо позаботиться о себе и возможно пройти медикаментозную терапию. В переживании потери обычно есть несколько этапов, сначала это неверие, отказ, мы отказываемся принимать реальность того, что человека близкого больше нет с нами, затем может быть злость, обида, что так произошло и почему, и что человек нас покинул, словно бросил, может быть гнев на Бога или на врачей, родственников. Мы можем попытаться иррационально "договориться" с Богом, высшими силами, чтобы человек вернулся, ожил. Все это нормально, мы пытаемся справиться с потерей так. Потом может наступить депрессия. Подавленность, потеря своей жизни, когда мы делим все на до и после, когда было то, другое восприятие, радость, и кажется, что теперь грусть и опустошение будут всегда. Не будут. Наша задача в том, чтобы примириться с окончательностью потери, это душевный труд, приходится преодолевать себя и принимать новую реальность. Ваши страхи связаны со столкновением со смертью так близко, умер дорогой Вам человек, и когда мы после этого думаем, что тоже умрем или хотим умереть, это выражение и преданности ушедшему (ты ушел, я иду за тобой, я с тобой), и активация наших собственных страхов, связанных с восприятием феномена смерти. Вы будете жить. Уверена, Ваш друг бы хотел для Вас того же самого - жизни.