Как помочь одинокой коллеге, потерявшей взрослого сына?
Здравствуйте! Хочу проконсультироваться, как помочь моей коллеге. Моя коллега: старше меня на пару лет, симпатичная, ухоженная, она одна дочь у своих родителей (оба живы и живут отдельно, но рядом), она давно в разводе, и был один сын 23 года. 15 декабря 2014г. внезапно умирает от острой сердечной недостаточности сын. Наш небольшой коллектив (очень хороший во всех отношениях) в шоке, помогли и с похоронами, и морально, и материально, все преисполнены сочувствия и понимания. Коллега моя держится очень достойно и стойко, ходит на работу, общаемся. НО! Вижу и понимаю, что держится из последних сил. У меня у самой дочь 22 года, и у нас с коллегой доверительные и были, и есть отношения (приятельские), хотя мы и разные - но также много и понимания - обе откровенные, общительные, с техническим образованием, работающие, читающие. Говорит мне она, что уже перепробовала и целителя, и психолога (подробностей не знаю), и религию (она верующая, но не фанатик). Вроде немного помогает, а потом снова накатывает. Она сама видит свою слабость в том, что нет плеча рядом: нет мужа или любимого человека, нет сестры или брата родных, нет других детей. Родители старенькие, им еще тяжелее! Я, конечно, в силу своих 42 лет, повидала разное в жизни - и разводы тяжелые, и разные проблемы в жизни (у меня у самой сейчас второй брак, первый был с тяжелым разводом), но вот такая трагедия, конечно, перевешивает все, что я видела, и мне мою коллегу жаль так, что я каждый час думаю о ней, очень за нее переживаю, очень хочу помочь. Еще деталь такая, что мы люди среднего достатка - квартира и машина есть, есть работа (в сфере ИТ), но лишних больших денег, чтобы, например, уехать в кругосветное или в Африку ухаживать за гепардами и так далее - этого, к сожалению, нет, да и у нас кризис сейчас в стране!!!((( Хочу особо отметить, что она не жалуется практически, из нашего коллектива только мне бывает что-то скажет и еще одному сотруднику (он заканчивал духовную семинарию в свое время и такой, открытый к общению). Прошу! Подскажите, над какими вариантами стоит подумать, что предпринять, как помочь мне (и нам всем) человеку, что можно посоветовать ей, какие цели в жизни, какой выход? Что пробовать делать, куда двигаться... Мое такое соображение, что хорошо бы, конечно, ей выйти замуж, но сегодня это ей еще сложнее, в таком-то состоянии. Спасибо! С уважением.
Ольга, Киев, Украина, 42 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ужасная утрата для матери. Никогда невозможно быть готовым к такому. Теперь в ее душе горе и потеря. Кода окружающие люди, близкие видят такое состояние человека, они хотят помочь, но бессознательно действуют в направлении того, чтобы боль закончилась быстрее. На самом деле человек должен себе разрешить и иметь поддержку от других - разрешить чувствовать боль. Этот процесс горя может занять много времени, и нет никаких правил, как у кого подобное происходило и что наиболее приемлемо чувствовать и как. Это ее горе, и оно уникально. При неожиданной преждевременной смерти ребенка родителя может сильно мучить чувство вины, что это он недосмотрел или произвел на свет ребенка, который неспособен был прожить полную жизнь, вот это чувство вины надо преодолевать, проходить. У детей своя судьба, родители не боги и далеко не все могут. Родители ограничены в своих возможностях влиять на судьбу своих детей. Что сейчас есть у этой мамы? Любовь. Никто никогда не отнимет у нее любовь к своему ребенку. Никакая смерть. Ничего. Так же, как и все 24 года его жизни и все, что у них было вместе, все воспоминания, радости. Ее жизнь теперь изменилась навсегда, и она никогда не заполнит эту пустоту, оставленную после смерти сына, но она может научиться жить с этим здесь, сейчас, в этой жизни, чтобы потом снова с ним воссоединиться. Сейчас ей надо дать себе разрешение плакать, не надо быть сильной. Она приходит на работу, и это другой мир, но после она должна позволить себе плакать всегда, когда чувствует такую потребность. Каждый день, каждую ночь, если она так чувствует. Это действительно помогает. Как ни странно, помогает и смех, и это нормально - смеяться, хотя и выглядит для окружающих как неуважение или как что-то неуместное. На самом деле это психика пытается справиться и выжить. Она может начать писать книгу или делать записи - все, что она помнит о сыне, о его жизни, и все, что она чувствует и думает сейчас, вести письменный диалог с ним, разговор с ним. Она может ставить музыку и слушать даже ночью в наушниках, музыка очень терапевтична. Лучше всего классическая музыка. Можно создать и сохранить какую-то часть в квартире, которая принадлежит только сыну, носить его часы, заряжать его телефон, оставить эту часть связи с ним живым. Чтобы физически справляться со всем, что сейчас происходит, надо следить за питанием, и еще очень важны нагрузки для тела, можно бегать в парке (быстрая ходьба). Бег тоже очень помогает. Некоторым людям важна группа поддержки тех, кто тоже переживает горе, это могут быть форумы, можно переписываться с родителями, потерявшими детей. Первые месяцы самые тяжелые, но на этом пути будет такое место, время, когда будет другая печаль, с которой можно жить. Мама перестанет быть беспомощной жертвой, будет то, что она сможет контролировать, найти смысл, зачем все еще быть здесь, и нужно ли это ее сыну. Нужно. Ее сыну нужно, чтобы она жила. Он ее никогда не терял, и она его тоже, ведь любовь - это то, что у них есть навсегда.