После смерти отца и усыпления собаки начались приступы агрессии
Здравствуйте! Мне 23 года. В общем, ситуация такова. По своей природе я очень спокойный человек, всегда могла себя контролировать и сдерживать, но последнее время я сама пугаюсь того, что происходит я срываюсь по каждому поводу и без него, нахожу какие-то причины для скандала на пустом месте и, как правило, все выливается на близких мне людей. Меня раздражает, все что меня окружает квартира, обстановка, работа, учеба, друзья, муж и даже моя собака. Жуткое ощущение пустоты и одиночества внутри, которое появилось три года назад после смерти моей мамы. Но несмотря на такую серьезную потерю, я научилась жить с этим и смирилась, но только я чуть подуспокоилась, как случается новая беда, у меня "на руках" умирает мой папа, после чего к чувству пустоты добавляется испуг (потому что папа умер неожиданно, все произошло быстро и у меня на глазах), и чувство вины, т.к. дома мы были с папой вдвоем, и мне кажется, что я могла оказать больше помощи, и все бы обошлось, и несмотря на то, что врачи сказали, что это тромб и ничего сделать нельзя было, если бы даже это случилось в больнице, где полно специалистов, чувство вины от этого никуда не делось. Все эти чувства во мне сидели где-то полгода до нового потрясения. Спустя полгода после смерти папы мне пришлось усыпить своего пса (кто-то скажет, что это просто собака и из-за него не стоит расстраиваться, но мы с ним прожили вместе 13 лет, я выросла вместе с ним, а самое ужасное, что мне пришлось принимать решение об его усыплении, и отвозила на эту процедуру его я), и вот оно еще одно чувство вины из-за того, что я убила своего пса и через некоторое время завела новую собаку). и вот жила я с этим всем "багажом" и несколько недель назад начались приступы агрессии, слез не из-за чего, жаления себя и своей жизни, чувство, что чего то не хватает, и абсолютного нежелание что-то делать: я наплевала на работу, учебу, домашние дела, постоянно ругаюсь с мужем не из-за чего. Нет цели, нет осознания того, чем я хочу заниматься, не хочется абсолютно ничего, хочется быть одной, просто лежать и не думать ни о чем и ни о ком. Что это - депрессия, расстройство психики или что-то еще? помогите, пожалуйста, мне уже страшно, я скоро потеряю мужа и останусь одна со всеми этими мыслями и чувствами.
Дария, Сургут, Россия, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это не расстройство психики, Вы переживаете потерю близких людей (в том числе и собаки), горевание, при котором могут быть и физические реакции, не только психологические. В горевании есть этапы, которые необязательно следуют один за другим в жестком порядке, но завершение - это принятие (отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие). Вам нужно выражать свои чувства, не избегать разговоров о смерти близких, жизнь не такая, как будто бы все позади или ничего не произошло. Все изменилось, Вы переживаете очень сильные эмоциональные состояния, и чтобы скорбеть о потере любимых людей и двигаться вперед, Вы не должны забывать о них, Вы просто должны найти новые пути, чтобы помнить, любить их и беречь свои воспоминания. Сейчас у Вас могут быть физические симптомы при потере (нарушения сна, потеря аппетита и потеря энергии) и глубокие эмоциональные реакции - приступы тревоги, хроническая усталость, депрессия и мысли о самоубийстве. Все это нормальные реакции на стресс, вызванные смертью близких людей. Вы можете испытывать не только чувство одиночества и печаль, но и гнев, спутанность сознания, чувство вины, отчаяние. Вы можете чувствовать себя настолько разбитой, что кажется, Вы не в состоянии справиться с этим напряжением, со всем, что произошло. Вы можете даже бояться, что уже никогда не будете смеяться снова или радоваться чему-то. Вы можете испытывать чувство пустоты, глубокое чувство изоляции и потерянности. Вы можете испытывать гнев, агрессию даже по отношению к близким, которые умерли, потому что они оставили Вас, и по отношению к врачам или другим людям вокруг вас, которые, как Вам кажется, совсем не поддерживают Вас и не понимают так, как Вы думали, что они должны это делать. Вы можете даже злиться на Бога, если верите в него, за то, что смерть вообще происходит. Вы можете отказываться принимать потери или отрицать, почему и как это произошло. Вы можете испытывать чувство отчаяния и безнадежности. Вам может быть сложно концентрировать свое внимание, могут быть провалы в памяти, это временно, Вы не сходите с ума. Вы можете испытывать чувство вины, задавать себе вопросы, что Вы могли бы сделать по-другому или как Вы могли бы предотвратить смерть. Вы можете чувствовать, что потеряли не только родителей и собаку, но и то будущее с ними, мечты, которые были. Это чувство потери часто сопровождается интенсивной тревогой, ощущением бессмысленности и безысходности, когда Вы пытаетесь смириться с тем, что будущее теперь будет другое. Преодоление и весь этот путь горевания - это нелегкий путь. Вам нужно понимать - что Вы чувствуете или почему, и это не избавит Вас от боли, но приблизит к тому, чтобы начать помогать себе. Вам нужно просить о помощи. Муж, друзья, родственники. Психолог. Вам нужна помощь специалиста (очно или заочно по скайпу). Вам нужно говорить, Вам нужен слушатель. Переживание горя требует времени, Вам не нужно избегать своего горя.