Папа умер под новый год...
Здравствуйте! 2 месяца назад у меня умер папа. Сначала я не осознавала это, не хотела верить, но сейчас я все больше понимаю, что ничего уже не вернуть. Дома так пусто. Я очень тоскую и скучаю. Мне хочется как раньше, прийти из школы, увидеть его сидящем на кухне. Каждую ночь я вспоминаю его и плачу у себя в комнате. Я не хочу, чтобы это видела мама или бабушка. В последний месяц я с ним очень сильно поругалась, потом, конечно, помирилась, но чувствовалось, что он держит обиду, да и я тоже. И я чувствую перед ним свою вину. Ведь все случилось так неожиданно. У меня даже нет его новых фотографий, только старые. Единственное, что осталось от него - это игрушка. Он умер 31 декабря, и в этот вечер я обнаружила плюшевого медведя, которого он хотел подарить на Новый Год, с тех пор я берегу этого медведя, как своего отца. У меня на сердце словно камень. Я больше никогда не смогу радоваться Новому Году!
Алина, Россия, Нижний Новгород, 15 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ужасная утрата, я Вам очень сочувствую. Когда умер мой отец, мне было 16 лет, в тот момент мой мир полностью для меня разрушился, это было состояние невероятного, тотального одиночества, и я не знала, как с этим жить. Чувство вины, которое Вы испытываете, неизбежно, смерть близкого человека вызывает не только чувства покинутости, тоски и даже поиска утраченного, например, когда игрушка начинает идентифицироваться с душой, отношением ушедшего, но и злость, обиду, разочарование, вину (я могла что-то сделать, чтобы он не умер, я отчасти виновата в том, что он умер). Обида порождается болью, переживанием бессмысленности и несправедливости. Значимый для Вас человек должен быть рядом с Вами, но он Вас покинул. Вы не должны стесняться или скрывать своих чувств, своего горя, Вам нужно проявлять то, что есть у Вас внутри, делиться своими мыслями и переживаниями с теми, кто готов Вас выслушивать, сострадать. Горе надо переживать (то есть прожить его), и этот процесс терапевтичен, целебен, поскольку только так уходит острая боль, происходит адаптация к новой реальности и находятся ресурсы для восстановления. Вы могли бы завершить этот новый год, принять подарок отца как не трагический новый год, а как одну из страниц истории ваших отношений и привязанности друг к другу, завершить недопонимание и тот конфликт, рассказав отцу, что Вы чувствуете сейчас из-за этой ссоры. Для этого Вы можете сделать, например, книгу-воспоминания о своем отце, то, что Вы помните, что для Вас было ценно, важно, кому-то подходит писать ушедшему письма или вести внутренний диалог, можно даже рисовать, словом - то, как Вам привычнее, комфортнее выражать себя. Говорите со своей мамой, бабушкой, со своими друзьями, заведите онлайн-дневник. Найдите свой собственный смысл в этой печали, в том, что есть жизнь и смерть. И смерть не отрицает ценности и смысла самой жизни, в жизни Вашего отца было то важное, что останется с Вами навсегда.