Гложет огромное чувство вины за смерть мамы...
Здравствуйте, уже почти год, как умерла моя мама. Ее жизненный путь был очень нелегким, и под воздействием всех факторов она была немного сложным и "напрягучим" человеком, но как-то мы с ней ладили. Жить с ней хорошо было на расстоянии, общаться по телефону. Так получилось, что я разошлась со своим первым мужем, с которым мы жили отдельно, никто не знал, как и что у нас, а считалось, что все у нас прекрасно и наш развод стал для всех большой неожиданостью. И для мамы в т.ч. Очень негативно был принят всеми мой второй избранник, и мамой в т.ч. Но по жизненным обстоятельствам мама была вынуждена переехать к нам в двухкомнатную квартиру. Он не был против этого, но и не сильно за, так как догадывался, что нам с ней будет трудно ужиться. Да, все не заладилось с самого начала. Он не понимал ее, а она его, а я металась между двух "огней", пока не приняла сторону гражданского мужа. Мы с мамой постоянно ругались, после ссор я плакала в своей комнате из-за того, что меня не понимает родная мать и не хочет мне счастья, а она, бедная, рыдала у себя в комнате, что я, ее любимая дочка, ругаюсь с ней из-за какого-то там мужика, который разбил мою семью и вообще не подходит мне для жизни. Мы не раз старались поговорить мирно и придти к общему, всех устраиваемому образу жизни, но каждый раз все заканчивалось одинаково, и все оставались при своем мнении. Атмосфера накалялась с каждым днем, и для ее разрядки мама не очень хотя, но поехала погостить к своей сестре в деревню (на свою родину). Я счастлива была тем, что хоть немного мы отдохнем от нее, но сразу пропадало настроение при мыслях, что она приедет назад и начнется все снова. Она пробыла там где-то месяц и начала говорить, что хочет домой, что не может больше там сидеть и будет брать билеты на поезд и ехать домой. Ответ мой на ее слова был резким и неприятным, в середине разговора я в очередной раз накричала на нее и бросила трубку... Это был мой последний разговор с мамой... Потом были ужасные похороны, неоднозначные взгляды со стороны всех родственников, а потом и упреки сестер и отца (которого никогда не интересовала моя жизнь, с которым я не общалась до того времени почти два года). Самым тяжелым стало осознание всего, что случилось, всего, что к этому привело, огромное чувство вины и невозможность ничего исправить. Муж как бы тоже сожалеет о случившемся, теперь говорит, что надо было как-то по-другому поступать, но кто же знал, что так получится. Честно, во мне, после смерти матери что-то как бы оборвалось, и меня порой охватывает такое чувство ненависти к нему, что хочется, чтобы он просто куда-то исчез из моей жизни, ведь, если бы не он, возможно, все было бы по-другому. Не предала бы я свою маму и не перешла бы на его сторону, возможно, мама была бы жива до сих пор. Просто ссоры наши не прекращаются, но когда-то мы ругались из-за мамы, и, казалось, она причина всех проблем, а теперь мы тоже часто ругаемся, но по другим причинам. В моменты, когда я плачу после сор, думаю лишь о том, что этого могло бы и не быть (я два раза с ним расставалась, но...) и если бы не все это, то и мама была бы жива. И просто жить не хочется, когда вдумываюсь, сколько я принесла ей страданий, сколько слез она пролила бессонными ночами, сидя у себя в комнате, а плакать еще надо было так, чтобы я не услышала, а то потом ругаться буду за глупые слезы. Как мне плохо из-за этого всего, постоянно думаю лишь об этом, сны дурацкие снятся, но мама толком ни разу не снилась. Тяжело жить с этим грузом на душе, виню себя за все, ведь я могла все изменить, а еще тяжело от того, что нет возможности даже сходить на могилку (похоронили маму на родине). Хочется, чтобы мама приснилась, чтобы поговорила со мной так, как когда-то давно... Извините, что занимаю ваше время, может, у кого-то есть проблемы и серьезней, но если сможете, посоветуйте и мне, как жить дальше с этим чувством вины?
Надя, Украина, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Смерть значимых близких усиливает проблемы, которые ранее более-менее удерживались на жесткой связке, например, как в Вашем случае Вы-Ваш муж-мама. Вероятно, Вы так и не стали самостоятельной в психологическом смысле и были патологически зависимы от матери, вы обе нуждались в экспрессивных контактах друг с другом и сложные отношения с мужем как раз помогали отношениям между вами, создавали почву, сближение. Но поскольку это искаженный путь, смерть привнесла гипертрофированное чувство вины, гнев за то, что она оставила Вас, поэтому и возникает ненависть к мужу, инфантильное стремление оживить маму, несогласие с тем, что Вы не Бог, Вы не даруете ей жизнь и не отнимаете ее. Вы в своем мире для себя и Ребенок-Бог и одновременно отвергнутый, слабый Ребенок. Чтобы разрешать все эти задачи, Вам не нужно ходить на ее могилу или получать от нее ритуальное прощение во сне. Вам нужно повзрослеть, принять ее смерть и вообще смерть как часть жизни, а также ответственно подойти к своей личной жизни, а не метаться между псевдо-виной, злостью и прошлыми сценариями.