У меня постоянные страхи после смерти родителей
Здравствуйте! У меня постоянные страхи. Отец умер от рака, когда мне было 23 года. Мама умерла внезапно на глазах, когда мне было 30. Сейчас мужу 51 год, а ребенку всего 8 лет (долгожданное чадо). В семье мы настолько сильно любим друг друга, что расстаться даже на короткое время не можем. Живя на даче с ребенком, (а муж работает) я постоянно нахожусь в панической депрессии. Я постоянно переживаю, а вдруг заболеет ребенок, потом думаю, а вдруг что-то случится с мужем - рисуются картины дальнейшего жуткого существования, потом думаю о себе - что будет, если я вдруг... Как же будет жить ребенок? А если вдруг ребенок совсем осиротеет... В общем, редкие затишья - мысли крутятся постоянно, страх не дает радоваться сегодняшнему дню. Сны снятся, которые "предвещают беду" - черви, вороны.. Подскажите, как избавиться от этого ужаса? Читала Синельникова, и других авторов - помогает на короткое время, а потом все снова возвращается. Что делать? Живу так уже лет 15. Так ведь жить нельзя. Спасибо. С уважением.
Ирина, Москва, 38 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : С одной стороны, Вы пишете, что так жить нельзя, а с другой стороны Вы в этом состоянии находитесь уже 15 лет. Возможно, с возрастом Вам просто стало труднее с этим справляться, поскольку прибавились страхи, связанные с собственным старением, кроме того, что напряжение накапливалось, но можно сказать, что Вы остановились на определенном этапе, и Ваши страхи приобрели хорошую почву для укрепления. Вы переживаете последствия трагических событий (смерть родителей). Элизабет Харпер Нидл в своей книге "Семь вариантов: возвращение к жизни после потери дорогого человека" пишет: "...у большинства людей бывает второй кризис, когда первоначальный взрыв горя, казалось бы, остался позади и настало время длительного постепенного сживания с потерей. Этот второй кризис может быть еще более мучительным, чем первый. Происходит что-то похожее на роды, только вы даете новую жизнь себе самой. Создание новых моделей поведения, осознание себя в новой ситуации вынуждают к действиям, которые усиливают горестные чувства, потому что напоминают о том, что вы потеряли... трудность в том, что вы не забываете об утрате, вы осознаете себя в новом качестве — вы плюс потеря. Вы потеряли свое будущее в том виде, в котором оно вам представлялось раньше, и вам надо составить новое о нем представление. Это и есть надежда. Это и есть жизнь. Вы не можете пройти через это за одну ночь. Вы можете воспринимать как предательство по отношению к умершему построение для себя новой жизни. Тяжело продолжать жить, потому что мы не знаем, как любить умершего человека, мы думаем, что единственный путь — ничего не менять в своей жизни. Это очень соблазнительно, потому что легче оставить все как есть, чем переходить на следующий этап переживания горя, который предполагает выработку нового самосознания... процесс переживания горя может быть столь же трудным, как и любая работа". Вам необходима очное посещение психолога, самостоятельно и тем более с помощью чтения книг Вы никуда не сдвинетесь.