У меня умер новорожденный ребенок...
Помогите мне, пожалуйста. Я не знаю, как жить дальше. У меня умер новорожденный ребенок. Он прожил 6 дней. Ещё когда я не забеременела, мы дали ему имя, Семён. Несмотря на то, что это был желанный ребёнок, муж по непонятным мне причинам, когда уже был большой срок, мог спокойно не прийти домой на сутки, а то и трое. Я очень переживала и нервничала, были очень частые истерики. Такое поведение породило моё недоверие к мужу и его холодность ко мне. Я убедила себя, что он мне не нужен, и мы с ребёнком будем вдвоем. Но он родился и умер. Я видела, как он умирал, на моих глазах у него остановилось сердце. Врачи сказали, что это из-за внутриутробной инфекции, хотя я все 8 месяцев каждую неделю сдавала анализы, и всё было в норме. Сначала был шок, непонимание, как будто не со мной всё это, я не могла поверить. На фразы близких, что надо жить дальше, и что вы молодые и ещё нарожаете, я отмалчивалась, потому что больно всё это слышать, и только ощущение, что мой смысл жизни похоронили. Муж всё ещё со мной, я не знаю, есть ли у нас будущее. Мне кажется, что он не хочет больше иметь от меня детей. А в смерти ребенка я часто виню себя из-за того, что нервничала и психовала. Да и я боюсь теперь иметь детей. Это страшно, когда его вынашиваешь, чувствуешь, а потом раз и его нет. Я боюсь впадать в депрессию, пытаюсь отвлекаться, с упорством ищу новую работу, не хочу на прежнюю, т.к. не хочу видеть сочувствующие взгляды людей и отвечать на их вопросы, заданные из праздного любопытства. Муж, как это переживает в себе, каждый остался со своим горем по одиночке, я даже не пойму, что чувствует он. Когда я остаюсь один на один с собой, мне очень плохо, я всё время прокручиваю в голове картинки с ребенком, как это было, как он открывал глазки и смотрел на меня и даже чувствую запахи, которые были там в больнице и звуки аппарата, к которому он был подключен. Я ходила к батюшке, церковь объясняет это по-своему, что у меня теперь есть ангел и бог его забрал к себе, но я никогда этого не пойму. Кстати, этот же батюшка сказал, что я сама виновата в смерти своего ребенка...я не знаю...я запуталась..и боюсь.
Яна, Ставрополь, Россия, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Я Вам очень сочувствую, страшная потеря, ужасная боль. У переживания горя есть несколько стадий. Первая стадия - это шок, потерянность, ступор, отрицание факта смерти, длится примерно две недели. Кроме того, в потере новорожденного Вы оплакиваете потерю себя как матери именно этого ребенка, а также потерю самого ребенка. Здесь сильно обострено чувство, что Вы как родитель не защитили своего ребенка, не спасли, и вместо того, чтобы подарить ему жизнь, Вы - так воспринимается - отобрали ее. Кто бы ни был виноват, мать всегда чувствует только свою вину. Несмотря на то, что вы с мужем так и не узнали этого малыша, Ваша связь образовалась при зачатии и формовалась, развивалась все девять месяцев. То есть, это еще и потеря эмоциональной близости. Для окружающих это часто воспринимается так: "родишь другого", "он и не пожил"(таким образом отрицается сам факт, что ребенок БЫЛ и что с ним были отношения у родителей до его рождения) и т.д. В любом случае, в нашем обществе не принято ПЕРЕЖИВАТЬ горе смерти новорожденного. Чаще всего мать настраивают на то, чтобы она быстрее забеременела и родила другого ребенка. При этом тот факт, что это не может стать никогда заменой, игнорируется,потому что окружающие сами желают избавиться от собственной боли, которую им неизбежно приходится переживать, соприкасаясь с матерью, потерявшей ребенка. Мать теряет будущее именно этого ребенка, она теряет статус ЕГО матери, она теряет доверие к своему телу и к тому, что она может порождать жизнь. Это огромнейший комплекс состояний, который переживает несчастная мать. Здесь важно, чтобы переживания горя не перешло в затяжную депрессию. Также надо обратить внимание на ОТЦА. Опять-таки, у нас привычно отец считается второстепенным в ситуации потери, в то время как он пребывает в таком же тяжелом состоянии, как и мать и также нуждается в помощи и поддержке. Отцы обычно подавляют в себе страдания, переживания, от них ждут помощи жене, матери умершего ребенка, в то время как они оба должны помогать друг другу. Вам с мужем надо начать говорить - о чувствах, страдании, боли, прикасаться друг к другу, молчать, сидеть рядом, обнявшись. То, что сказал батюшка, это его личное мнение, для Вас это отозвалось болью и усилением чувства вины. То же касается и его отношения к смерти (или отношения церкви), это все Ваше личное, и никто не вправе Вам говорить, что именно Вы обязаны чувствовать и как относиться. Только Вы можете себе помочь, найдя опору, смысл, силы. Не думаю, что Ваш сын желает Вам пожизненных страданий, он бы желал видеть Вас со своим братом или сестрой.