Стоит ли вытаскивать подругу из горя?
Здравствуйте, вопрос про подружек. У меня есть подружка. Когда-то у нее был любимый парень. Был - т.к. он погиб в аварии 2 года назад. Любимый, потому что у них были очень страстные отношения, что иногда она мне звонила и говорила, что он ее ... и так больше не может продолжаться. Но это была большая любовь. В общем, теперь он стал и останется для моей подруги самым лучшим. Но однажды я видела, как ей было плохо без него, и я сказала ей: но вы же иногда так ругались, ты же говорила... Не смей так говорить о нем, сказала мне она. Я не понимаю. Она обижается до сих пор на меня за это. Я хотела как лучше. Вытащить ее из горя. В общем, этот вопрос у нас закрытый, т.к. я не хочу с ней ссориться. Как мне вытащить ее из этой ситуации. Она изменилась, думает, мечтает только о нем. И надо ли мне извиняться за мои слова. Или пускай все развивается своим ходом.
Виктория, Москва, 27 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вам поможет более глубокое понимание процесса горевания. Горе относится к процессу переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату. Это процесс, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это естественная реакция, и ее отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту (даже та привязанность, которая была неоднозначной). Процесс переживания горя условно разбит на несколько фаз. Фаза 1. Шок и оцепенение. Наиболее интенсивны проявление в первые две недели - защитная реакция в виде отрицания случившегося, «ступора», затруднения концентрации внимания, потере во времени, низкой чувствительности к стимуляции, трудности в оценке ситуации, эмоциональных всплесках. Фаза 2. Поиск и тоска. Наиболее ярко проявляется от двух недель до трех месяцев - повышенная чувствительность к стимуляции, гнев, чувство вины, раздражительность, нетерпеливость и многие другие физические и эмоциональные симптомы. Фаза 3. Дезориентация проявляется обычно между пятым и девятым месяцами после утраты. Наблюдается дезорганизация, депрессия, чувство вины, анорексия, осознание реальности, усталость, чувство неполноценности, бессонница. Фаза 4. Реорганизация. Наступает приблизительно от 9 месяцев до года (иногда двух лет) после утраты. Принятие потери, адекватная оценка ситуации, стабилизация режима, возобновление контактов. Несмотря на то, что прошло два года после гибели друга Вашей подруги, она могла не пройти какие-то стадии, не завершить их, в таком случае ей необходима помощь психолога. С Вашей стороны это может быть понимание, лояльность к ее реакциям, сенситивности.