Как поддержать его после смерти отца?
Доброго времени суток! В праздники у моего молодого человека умер отец. Я сообщила ему эту новость и первые дни была рядом с ним и его семьёй. Завтра будут похороны. Он настоял, чтобы я туда не ездила. Он держится изо всех сил, взял на себя организацию похорон. Сейчас я не знаю, как мне его поддержать, чтобы он легче перенёс эту утрату. Как быть?
Антонина, Россия, Санкт-Петербург, 24 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Сейчас он находится в стадии острого горя. На этой стадии человек еще не может принять потерю, он не верит в нее. В его поведении могут наблюдаться оцепенение, "механистичность" или, наоборот, излишняя суетливость. Возможны потеря аппетита, сна, ориентации в окружающей реальности, желание "уйти" из жизни вслед за умершим. Нужно время, чтобы принять факт потери, чтобы принять, адаптировать свою жизнь без умершего. Если он верующий, он может пойти в церковь, если нет - соблюсти все ритуалы, похороны, поминки. Ваша задача - быть рядом (если он этого хочет, если нет - то постоянно быть на связи, звонить ему, говорить с ним), прикасаться к нему (объятия, держать за руку, класть руки на плечи), физически ощущать рядом близкого человека очень важно. Просто находится около него как можно чаще, выслушивать его. Не надо пытаться говорить банальные фразы (надо смириться, очень жаль и т.д.), потери и горе - это очень интимные переживания, нужно проявлять тактичность, при том, что Вы не должны быть в таком же состоянии, Вам надо показывать, что Вы сочувствуете ЕМУ, молодому человеку, Вы рядом и беспокоитесь о нем. Постарайтесь следить за его сном, за питанием. Это поможет ему набираться сил. Если он будет много говорить или, наоборот, постоянно молчать, не вмешивайтесь и просто молча будьте рядом с ним. Вам - сил, это тяжелое время. Берегите себя.