Не могу ладить с людьми, что делать?
Здравствуйте! У меня тяжело складываются отношения с людьми, с подругами в частности. Меня многое раздражает: когда меня обсуждают, лезут в мои личные дела. Подруга позволяет себе прилюдно делать замечания, мы даже с ней поссорились, но это снова продолжается. Теперь даже малейшее замечание или спор вызывает у меня раздражение и головную боль и желание нагрубить. Я постепенно перестаю с людьми общаться, мне так легче, но полностью изолироваться невозможно, да и ненормально это наверное. Общаюсь в основном виртуально. Как мне работать над собой?
Oksana, Астрахань, 42 года
Прудникова Арина Леонидовна
Клинический

психолог, психолог-консультант
Ответ :
Вы правы, полная изоляция от всего мира - не самый лучший способ решения вашей проблемы.
Вас раздражает, когда нарушают ваши границы - и это абсолютно нормальначя реакция. Что мешает спокойно обозначать вопросы, вмешательство в которые вы не потерпите от других людей? Вы либо молчите и разрываете отношения, либо ссоритесь.
Могу предположить, что или вы не знаете способа обозначения своих границ и своих чувств, или не привыкли этого делать. Могу рекомендовать использовать Я-сообщения. Это позволит тактично обозначать свои чувства и границы, не задевая чувств собеседника и не нападая на него. Например: "Мне не нравится, когда ты делаешь мне замечания, особенно прилюдно. Не делай так больше". Или: "Я чувствую раздражение, когда кто-то позволяет комментировать то, что касается только меня. Я сама решу, что мне делать в этой ситуации".
Если есть эмоциональные затруднения (боитесь сказать, есть сильное сопротивление и т. д.), то нужна работа с психологом. Могу предложить формат дистанционного консультирования.