Не могу простить себя после смерти брата
Здравствуйте, Антон Михайлович. Обращаясь к Вам с просьбой, хочу наконец обрести душевный покой, понять себя и родителей. 7 лет назад в 27 лет умер мой брат, страдающий врожденным пороком сердца. Я моложе его на два года. Он был моим близким другом. Только мои родители не следили за ним. Они были заняты собой и выяснением отношений. Мой брат вдобавок к своей болезни заработал еще неизлечимые болезни внутренних органов. Мать не занималась его здоровьем, все время обвиняла его, да и меня в том, что мы виноваты в ее проблемах с мужем, т.е. моим отцом. Мой брат мучился и физически, и психологически 12 лет. Последние годы он просил себе смерти. Прошло 13 лет с его смерти. Я не могу простить себя за то, что не смогла помочь ему, не оказалась мудрее, активнее своих родителей. Мама умерла через 5 лет от тоски и сожалений за свои поступки. Я до сих пор живу в своих горьких воспоминаниях, тоскую по брату и маме, но и простить ее не могу. Помогите мне разобраться с собой. Спасибо огромное.
Наргиза, Ташкент, Узбекистан, 38 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
К сожалению, в формате "вопрос-ответ" невозможно помочь человеку обрести равновесие. Увы. Сколько бы я сейчас ни написал - это будет всего лишь словами утешения или в лучшем случае наводкой "на подумать", но реального облегчения не даст. Для того, чтобы оно было, придется очень немало сделать, и сделать это можно скорее со специалистом, потому что "на пальцах" все равно не объяснить, что такое перестроить картину мира или прожить правильно определенные чувства, так, чтоб отпустило. Это можно только на практике показать и помочь это сделать.
Я не могу простить себя за то, что не смогла помочь ему, не оказалась мудрее, активнее своих родителей.
Вы и не должны были. Попытка взять на себя не свою ответственность в результате приводит к тому, что страдают все. Вы - потому что берете не свое, не свое не можете унести и сделать ничего не можете, хватаясь за то, что находится не в вашей власти, и в итоге уничтожаете себя токсичной виной. Родители, пытаясь отдать ответственность за ребенка, которую они должны были нести сами, тоже страдают:
Мать не занималась его здоровьем, все время обвиняла его да и меня... умерла через 5 лет от тоски и сожалений за свои поступки.
Ребенок, который не может сам на себя взять ответственность, когда взрослеет, потому что родители его не научили брать ответственность (так как не умели сами) -
в 27 лет умер мой брат, страдающий врожденным пороком сердца
Начиная с 18 лет он мог во многом сам начать разбираться со своим здоровьем, и примеров того, как люди это делают и каких результатов достигают - немало. Но он не смог этим заняться, потому что, опять же, никто в семье не научил его отделять детскую ответственность от взрослой, понимать, когда наступает эта взрослая и т.д. и взять на себя ее в нужный момент. Этому должны научить родители, но они не научили, они научили скорее перекладывать ответственность. А ответственность за свою жизнь и здоровье переложить не на кого, увы, если говорить о взрослых после 18 лет... И да, очень жаль, что вашему брату не хватило времени научиться эту ответственность брать на себя и что-то для себя делать. Это очень печально, горько, но бывает и так. И да, за то, что не научили - несут ответственность родители. Но что можно предъявлять им теперь? Ничего, увы... И некому уже, если говорить о вашей маме.
Я до сих пор живу в своих горьких воспоминаниях, тоскую по брату и маме, но и простить ее не могу.
Очень сочувствую тому, что для вас эта трагедия растянулась так надолго и до сих пор вы чувствуете эту сильную боль. Поэтому я и пишу о том, что не представляю, как можно ее утолить одним ответом. Вероятно, вам придется так или иначе разбираться с вопросами того, за что вы реально можете нести ответственность, а за что - нет, и не должны, где ответственность взрослая, а где - детская, как не смешивать одно с другим, и какую картину мира можно сформировать для того, чтобы найти в себе ресурсы простить - все это трудно объяснить в формате "вопрос-ответ".
Именно для того люди и ходят к терапевту - делают все это постепенно: выясняют, как именно была сформирована их картина реальности, откуда в ней такие установки, почему именно человек чувствует вину, в какие эпизоды прошлого ему стоит вернуться и как, чтобы ее отпустить, а в какие - для того, чтобы отпустить маму и свои ожидания от нее... Все это требует времени. Но если вы сами видите и чувствуете, что застряли в горевании - это действительно серьезный повод для обращения и получения психологической помощи. Чтобы можно было всю вторую половину жизни прожить без этих тяжелых мыслей и состояний и успеть еще для себя сделать многое... Очень вам этого желаю в любом случае.