Сидят ли японцы на японской диете или "гамбургер для похудения". Часть II.

(начало, продолжение)

Меньше углевода - больше кислорода?

Сидят ли японцы на японской диете или "гамбургер для похудения"Так называемая "японская диета" представляет собой ни что иное, как вариант давно известной низкокалорийной низкоуглеводной диеты. По сути, идея и этой, и других подобных ей диет очень проста. Она основана всего на двух постулатах: "меньше калорий" - "меньше углеводов". Первый ни у кого не вызывает никаких сомнений - чтобы сбросить вес, необходимо получать с пищей энергии меньше, чем расходуешь. Этот факт настолько очевиден, что не требует никаких комментариев. А вот со вторым сложнее - на самом деле, есть достаточно многочисленные наблюдения, говорящие о том, что при одинаковой калорийности двух диет, быстрее худеют на той диете, где меньше углеводов. Но можно ли считать этот факт доказанным? Да и почему, собственно, бедные углеводы (булочки, конфеты, макароны, бананы) подверглись вдруг такому гонению со стороны вечно недовольных чем-то диетологов? То им не нравятся жиры, то холестерин, теперь вот и до углеводов добрались. Так ведь можно договориться, что и белки не нужны, да и вообще жить вредно. Так что же произошло?

Поднявший меч на наш союз, достоин будет худшей кары

Пожалуй, первым, кто публично бросил в сторону углеводов увесистый камень, был господин Аткинс еще в 1975 году. Именно в те годы начинается мощный экономический рост в странах западной Европы и Америки. Растет общей уровень благосостояния и деловой активности населения. Знаменитая американская мечта требует: чтобы чего-то добиться, нужно работать, работать и еще раз работать. Для приготовления еды почти не остается ни времени, ни сил. Бурно развиваются сети ресторанчиков быстрого питания, фаст-фудов, набирает обороты индустрия производства полуфабрикатов, продуктов "быстрого приготовления", готовых замороженных обедов. Бешеное потребление гамбургеров и колбас набивает карманы воротилам пищевой промышленности и… покрывает жителей благополучных стран изрядным слоем жира.

Американцы, немцы, голландцы с тревогой говорят о том, что нация начинает толстеть. Становятся востребованными программы, направленные на снижения веса. А теперь подумайте: кто финансирует подобные исследования и открывает диетологические центры (ведь все это стоит денег, и немалых)? Да все те же производители колбасы и жвачки.

И, естественно, они будут развивать только те направления диетологии, которые позволяют сохранять высокий уровень потребления населением дорогих белковых и жировых продуктов. Умненькому доктору Аткинсу, а позже и десятку других диетологических "революционеров", осталось только грамотно объяснить несчастным толстякам, каким образом, потребляя колбасу и жареную свинину, можно снизить вес. И, кстати, объяснить подобное способен любой студент, только что начавший изучать биохимию: если нельзя снижать белки и жиры, единственное, что остается - уменьшить количество углеводов. Но что же происходит при этом в нас, в нашем организме?

Не кочегары мы, не плотники…

Углеводы - энергетическое топливо для всех биохимических процессов в организме. Если ограничить организм в углеводах, то это "топливо" начнет синтезироваться из жиров и белков. Здесь происходит вот что: из-за малого количества углеводов в пище уровень гормона инсулина в крови остается низким, а его антагониста - глюкагона - наоборот, высоким. Но глюкагон - это гормон, который вызывает разрушение белков и высвобождение жира из жировых депо. Так как количество белков в "японской диете" является высоким только относительно, а реально оно еле-еле дотягивает до минимальной ежедневной нормы, то этого количества, естественно, не хватает для того, чтобы покрыть потребности организма в строительном материале (часть белков идет же на переработку в углеводы). Кроме того, глюкагон, в силу своих естественных эффектов, дополнительно вызывает распад собственных белковых молекул. Всё это приводит к тому, что организм начинает постоянно терять собственный белок.

Последствия этого хорошо известны: потеря мышечной массы (которая гораздо тяжелее жира, соответственно, и потеря веса в целом будет достаточно значительной), ухудшение работоспособности, падение иммунитета, снижение тонуса кожи и т.д.

Так как одними белками обеспечить энергетические потребности организма невозможно, то расщепление жиров также активизируется. Этот процесс происходит преимущественно в печени и сопровождается накоплением в крови т.н. кетоновых тел. Образование кетоновых тел (ацетона и других) усиливается из-за недостатка углеводов. Содержание кетонов в крови значительно нарастает, и организм начинает для покрытия энергетических потребностей использовать не глюкозу, а именно кетоновые тела. Результаты этих процессов менее очевидны, чем последствия потери белка, но не менее серьезны: кетоновые тела, являясь слабыми кислотами, нарушают кислотно-щелочное равновесие крови, оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему и сосудистую стенку. Значительно возрастает нагрузка на печень, где идет основной процесс образование кетоновых тел, и перегрузка ее жирными кислотами и продуктами их распада. Не случайно при недостатке углеводов в пище так высок риск развития жирового перерождения печени. Кроме того, метаболизм кетоновых тел не позволяет обеспечить адекватную физическую и умственную деятельность, нередко отмечаются сниженная работоспособность, утомляемость, плохое настроение.

А теперь мы уже можем сделать и ряд выводов:
- Худеть вы будете. Причем быстрее, чем на какой-либо другой диете. Это объясняется и тем, что терять вы будете не только жир, но и мышцы, и воду, а постоянно пониженный уровень инсулина не позволяет организму активизировать процессы синтеза белковых молекул.
- Соблюдать эту диету можно только очень короткое время, так как дальше начинают проявляться отрицательные эффекты низкоуглеводных диет (заметьте, что практически все низкоуглеводные диеты действительно очень непродолжительные).
- Эту диету не рекомендуется применять людям, имеющим проблемы с печенью, очень полным людям, людям напряженного умственного труда, людям, чья работа связана с ночными сменами и "рваным" режимом дня, спортсменам, а также в периоды эпидемий гриппа (и каких-либо других инфекционных заболеваний).
- Изменение характера обмена веществ, к счастью, не носит стойкого характера, так что говорить об "эффекте на 2-3 года" здесь не приходится в принципе. Вес, после окончания диеты, будет стремиться вернуться к прежнему уровню, как будто никакой диеты и не было.

А напоследок я скажу

Естественно, грамотные врачи и диетологи не могли пройти мимо всех этих проблем, и в книге того же Аткинса, проскользнула фраза, что подобное питание требует медицинского контроля и некой фармакологической поддержки. Для решения этих задач добрый доктор открыл целую клинику, где происходит чудесное превращение толстяков в худышек, естественно, под неусыпным врачебным наблюдением. Но, как вы сами понимаете, здесь гражданин Аткинс несколько переборщил - не все даже в развитых странах могут себе позволить лечение в подобной клинике (кстати, услуги диетологов во всем мире - один из самых дорогих видов медицинской помощи). Видимо, осознавая этот промах, Аткинс пишет следующую книгу под названием: "Биодобавки, продлевающие мне жизнь". И вот на этом месте вдруг становится грустно.

Нами все время пытаются управлять, рассматривая как источник прибыли для кого-то. И масс-медиа усердно подсовывает нам всякие "Японские диеты", книги Аткинсов и Монтиньяков, в которых индивид снабжается ценнейшей информацией как, употребляя еще больше мяса, масла и сосисок, не поправляться.

Оказывается, дело-то в том, что нельзя такие прекрасные дорогие продукты заедать вредным дешевым хлебом, и просто страшно ядовитой и еще более доступной по цене картошкой. И вообще, ату их, эти, не приносящие прибыль продавцам, продукты. А если индивид выразит похвальное желание употребить бифштексов рекордное количество, то пищевая и фармакологическая промышленность всегда рада помочь ему, снабдив замечательными пищевыми добавками, позволяющими съесть все что угодно без всякого вреда организму.

Задумаемся?


Ваше мнение 23  

Оставить комментарий
  • настя москва / 07.02.06 20:21
    Супер, все точно,редко встретишь здравого человека среде врачей,браво!
  • Марина Трифонова Санкт-Петербург / 07.07.03 10:45
    Молодец Михаил Степанов (диетолог) всех обругал! А что предложите?
  • Наталья Иркутск / 26.05.03 07:06
    Странно, что данная статья является частью второй. Может стоило с нее начать? Михаил, судя по всему, вы ратуете за бедных полных пациентов, которые платят ВАМ баснословные деньги за опустившуюся назад стрелку на весах; одновременно, призываете их задуматься, иа тк далее... классный психологический ход - этакий друг, старающийся помочь и пытающийся не врать))) действенно, скажу я вам. Ох уж эти Аткинсы и Монтиньяки - гады просто, и что? Ну гады они? Зато для кого-то это "боги", и что? Живут ведь с этим? Ну, Михаил, с нетерпением ждем от вас следующих статей, с реальными предложениями, как диетолога, улучшить внешность и внутренность со словами "русский(я), (е)" и т.п. раз уж не вызывает доверия название "японская" :))
  • Жозефина Чикаго / 25.05.03 20:18
    Боже мой, господин Степанов, какой бред! Каких неграмотных диетологов выпускает моя бывшая Родина! Вы бы хоть изучили предмет, прежде чем делать безапеляционные заявления. Статистика уже давно показала, что катастрофический скачок веса (вверх)среднего американца произошёл именно во времена нападок на жиры и активной пропаганды углеводов. Так что, поживились на этом производители cereals, риса, макарон, обезжиренных кондитерских изделий и т.п., а не производители колбас и ветчин, не говоря уж о фэст фуд, которую сторонники белковых диет никогда не рекомендовали. Это раз. Два - диетологи во всём мире, и в Америке в частности, зарабатывают «копейки» по сравнению с любым видом медперсонала, включая медсестер (доход которых в 2 раза превышает доход диетологов). В-третьих - низкоуглеводные диеты - опять же по результатам многочисленных и компетентнейших исследований - единственный вид диет, выдерживаемый пациентами продолжительное время без особых проблем. В-четвёртых... Впрочем, можно бесконечно продолжать комментировать ваш поверхностный бред, но не хочется тратить на это время. Сколько же людей вы ввели в заблуждение, давая рекомендации на предмет, о котором не имеете ни малейшего представления. Душа болит.
  • Лариса Киев / 15.02.03 22:41
    Постоянно зверский аппетит.Не выдерживаю ни одной диеты.Только по "Монтиньяку" не испытываю мук голода и похудела за 10дней на 7кг.И это при том, что не отказывала себе в любимом мясе.Оптимальный вариант в борьбе за стройность.
  • Валентина Н.Новгород / 19.10.02 21:46
    Очень жаль, что Вы так непримиримы к методике Монтиньяка. Ничего опасного для здоровья в ней нет. Читали ли Вы сами его книги? Могу сказать, что несколько лет придерживаюсь этой системы, сбросила вес 25 кг, прекрасно себя чувствую, хорошо выгляжу. Ничего этого не было, пока слушала наших российских диетологов. Жаль, что Вы так консервативны, а скольким женщинам могли бы помочь...
  • Георгий врач, Санкт-Петербург / 28.07.02 11:56
    Статья основана на односторонних и неполных сведениях физиологии человека и, в определенной мере, провоцирует читателя. Неужели автор, являясь диетологом, не знает, что углеводы - углеводам рознь и большинство систем рационального питания не рекомендует употреблять лишь вредные "быстровсасываемые" углеводы (сахар в чистом виде и все, что его содержит, а также мучные и макаронные изделия из "белой" муки, картофель, некоторые фрукты: бананы, дыня, хурма, виноград). Но ведь существуют очень полезные для организма человека "медленновсасываемые" углеводы: каши (кроме манки и риса), хлеб и макаронные изделия из ржаной муки или грубого помола, фрукты (кроме перечисленных выше, которые обязательно должны присутствовать в рационе. По моему личному опыту, для 2/3 людей с избыточным весом достаточно исключить "плохие" углеводы, ограничить откровенно жирную пищу и алкоголь, как вес начинает снижаться. Что касается остальной 1/3 толстяков, то для них (после обследования у эндокринолога и исключения вторичных форм ожирения)требуются индивидульные программы похудАния. С легким весом!
  • Наталья Москва / 16.07.02 12:06
    Очень даже правильно! Спасибо!
  • Аня Москва / 15.07.02 15:39
    Абсолютно согласна с СИА. Самый разумный подход контролировать количество потребляемой пищи. И просто знать о минимальных нормах потребления составляемых пищи - белках,жирах,углеводах (моно,ди,полисахаридах) Чтобы узнать свои нормы потребления - рекомендую протестироваться в любом отделении Федерации Шейпинга (хотя рекомендации обычно одинаковы для всех). Или самый простой вариант : заведите на 1 месяц дневник питания и записывайте сколько вы потребили за день (можно все упростить до калорий). Это дисцилинирует и приучает задумываться над тем, что мы потребляем и что действительно приносит насыщение (и ,соотвественно, потребление каких продуктов разумно), а что дает только излишки в калориях, жирах, углеводах ( но дает насыщения - как правило).Конечно, Ваши друзья могут принять вас за шизофреника, когда Вы будете учитывать каждую конфетку - но каждая конфетка содержит около 100 Kcal, что по энергии равнозначно 250 грамм моркови. Минимумы потребления по Kcal - можно найти в Интернете. А любая диета, особенно как-то по своему предлагающая варьировать потребление составляющих пищи (белки, жиры, углеводы), не может выдержать критики серьезных диетологов. Вообще рекомендую почитать какие-нибудь книжки по спортивному питанию или по гигиене питания -для общего развития.
  • Tana. / 15.07.02 15:10
    Я тоже похудела на этой диете на 6 кг за 2 недели. Но мне очень хотелось кусат и болела голова. Две недели конечно можно потерпет, но не больше.
  • Алсу Казань / 11.07.02 15:42
    достаточно полная и полезная информация, действительно хочется задуматься. В общем-то я с этой проблемой (похудение)еще не сталкивалась, так что судить о том, насколько она "горяча" не могу, но лучше знать, чем находится в неведении
  • Галина Киев / 05.07.02 13:23
    Здорово! Так понятно и доходчиво всё объяснили... Особенно мне понравилось о пищевых добавках.Мне и в голову не приходило,что "всё можно есть" потому что кто-то будет продолжать "жиреть" на толстяках. Слава Богу! Я не покупалась на эти пищевые добавки. Но многие мои знакомые пробовали и безрезультатно. А вот на "Японской" сидела и не один раз. Первый-был самый результативный(8кг).После этой диеты я придерживалась сбаланссированного рациона,разработанного официальным медиком- диетологом. Я держалась в норме 2,5года. Последующие-я проводила не чаще одного раза в год, были не столь эффективными потому,что я придерживалась диеты уже не так строго. Но если бы я знала на сколько опасен,как вы пишете, недостаток углеводов (аж становится страшно,что происходит в организме.Не думаешь об этом и прекрасно себя чувствуешь)я бы задумалась.Когда я первый раз сидела на этой диете,я очень плохо выглядела (синяки под глазами,серый цвет лица).Но подруга, с которой мы вместе худели успокаивала,что мол займёшься лицом после диеты.Правда так и случилось.
  • Делайла / 01.07.02 07:50
    Мда.....А подскажите..где можно узреть дсупер-диету Монтиньяка?.... Я например полагаюсь лишь на на свои тренировки, сюда входят: степ,сальса,просто спортивка и слайды, плюс разгрузочный воскресный день на кефире. Хочу проэксперементировать с какой-нибудь диеткой...Вот теперь думаю...на чем остановить свой выбор....
  • kisa / 01.07.02 04:05
    Диетологи дают советы большей частью исходя из теории. Но теория без практики мертва, как известно. Те, кто попробовал ту или иную диету, и получил какие-то результаты, хвалят ту самую диету исходя из своего личного опыта. Но ведь люди-то разные. То, что подойдет 20-ти летним может не сработать у 40-ка летних. Я тоже до 25 лет при росте 168 весила 47-50 кг, ела все подряд, о диетах не думала и не предполагала, что когда-либо столкнусь с проблемой лишнего веса. И после родов не поправилась, а лишь приобрела нормальный вес 53-55, при этом опять же никаких диет не соблюдала. Но после 30 лет как-то совсем незаметно для себя по немножку, по чуть-чуть начала поправляться. Думала, что имею 3-4 кг лишнего веса, а оказалось - 10. Я знаю, что Монтиньяка теперь принято ругать (как апологета буржуазного образа жизни). Но ЛИЧНО МНЕ он помог. я сбросила 7 кг за месяц. Улучшилось пищеварение. Я и мужа приобщила, он похудел еще больше меня, плюс пропала изжога. Очень строго мы соблюдали эту диету один месяц, потом перешли на жадящий вариант. Мы придерживались этого режима питания два года, и как бы сейчас не критиковали его метод - он нам позволял контролировать свой вес. По некоторым причинам (переезд в другую страну, адаптация, в том числе и к продуктам питания) мы забросили "Монтиньяка". И результат - налицо, точнее на талии и бедрах. Перечитала гору литературы по диетологии, выбирая какую диету теперь попробовать. И все равно остановилась на Монтиньяке, потому что ее реально можно соблюдать и результат был опробован на собственной шкуре. Ачто касается японской диеты, мне кажется, что ялично не смогу ее выдержать, поэтому и пробовать не хочется, тем более она меня как-то не убеждает. Всем успехов в борьбе за красивое и стройное тело.
  • Аноним / 28.06.02 20:38
    Я сама являюсь диетологом.Не могу сказать ,что в этой статье нет доли истины,но это очень поверхностное и некорректное рассмотрение проблемы.
  • Наташа Москва / 28.06.02 17:11
    Сидела я на такой диете буквально месяц назад:5 кг сбросила. Правда потом все-таки 2 обратно набрала.И теперь усилиями воли оставшиеся 3 удерживаю.То что настроение ужасное-согласна, а по пводу тонуса кожи -нет:целлюлит немного подтянулся.
  • Танцовщица Москва / 28.06.02 10:08
    Мужчины и женщины! Особенно мужчины : вселите в нас уверенность, не требуйте 90-60-90 и любите нас такими какие мы (милые и очаровательные, любящие и загадочные - женщины) есть !!!!!
  • Olga Charlston / 28.06.02 00:37
    Статья действительно подробно обосновывает чем плоха японская диета, но хотелось бы практических рекомендации. Как же похудет?
  • Марина Ванкувер / 27.06.02 22:59
    Великолепная статья. Мне бы хотелось иметь английский вариант этой статьи для моих англоговорящих друзей.
  • Катерина Москва / 27.06.02 17:06
    Я худела на Японке. Мне честно говоря все равно как она называется... я похудела на 12 кг уже 3 года тому назад. причем худела на ней 2раза. Точнее 2 недели, месяц перерыв, еще 2 недели. Затем 2 месяца раздельного питания. Очень благодарна человеку, который мне ее принес. Всегда носила 48. Сейчас 44-46. ем все что хочу, не полнею. Для меня японка была первой ступерькой, Но самой главной! безусловно она не панацея и за 2 недели не восстановишь обмен веществ. Но, все равно - спасибо ей большое! И вопрос: А что Вы порекомендуете????
  • Света / 27.06.02 15:47
    Интерсно написано, вот если бы еще и альтернативные советы дали - как же все -таки похудеть?
  • СИА / 27.06.02 11:19
    Спасибо Вам, Михаил, ОГРОМНОЕ!!! У меня всегда были сомнения по поводу этих схем питания (Монтиньяка и Аткинса). Я сама похудела после родов, не прибегая ни к каким "чудесным" диетам, только за счет контроля количества потребляемых калорий. Более того, после однократного похудения мой организм САМ поддерживает свой баланс. Я кушаю все абсолютно, правда, небольшими порциями
  • Женя / 27.06.02 08:22
    У меня уже голова идет кругом от всевозможных глюкогонов и т.п. А еще больше запутывает моё сознание такое дикое количество диет, подходов и методов, кардинально разнящихся друг с другом... В итоге все то же сознание и "разум возмущенный" уже полностью отказываются воспринимать все эти новомодные тенденции серьезно. Существует ли абсолютная истина в диетологии? Может просто двигаться больше надо, жить полной насыщенной жизнью, а не тратить время на прочтение всей этой лабуды и издевательство над своим любимым организмом?
Оставить комментарий
 
 

Что не так с этим отзывом?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

  OK
Информация о комментарии отправлена модератору