Как правильно отпраздновать Рождество

Как правильно отпраздновать РождествоАроматный пудинг, румяная индейка, детские напевы Jingle bells. Благодаря голливудским фильмам мы прекрасно знаем, какое оно — европейское Рождество. Про наше, русское православное Рождество нам известно гораздо меньше. Для многих семей этот праздник — всего лишь приложение к Новому году. Но если вспомнить о традициях и включить фантазию, можно превратить этот день в настоящее чудо для всей семьи.

Переодеваем ёлку

Чтобы новогодняя елка превратилась в рождественскую, ее придется переодеть: снять шарики, гирлянды и мишуру и, увы, убрать Деда Мороза со Снегурочкой. Не грусти, скоро твоя ель станет еще праздничней, чем прежде. Кстати традиция наряжать елку — родом из Германии, а туда пришла из древних языческих обрядов. Когда-то считалось, что в хвойных деревьях обитают духи, и люди «задабривали» их дарами и украшениями. А когда ель стала атрибутом Рождества, возникла традиция украшать ее библейскими символами, изображая восхождение к Пристанищу Новорожденного.

Ты празднуешь Рождество?

Итак, тебе понадобится:
— восьмиконечная звезда для верхушки (символ Вифлеемской звезды);
— картинка с Младенцем, Девой Марией и Иосифом;
— елочные игрушки: ангелы, птицы, барашки и прочие звери;
— фигурки человечков (они будут изображать пастухов и волхвов);
— световая гирлянда с лампочками в форме свечей (символ костров, освещавших путь пастухам и волхвам).

По центру ели, ближе к вершине, размести картинку с Младенцем, Девой Марией и Иосифом, верхушку укрась восьмиконечной звездой, с разных сторон ели закрепи пастухов и волхвов, над ними — ангелов, птиц и зверей. И в завершение укрась ель световой гирляндой.

Тихий сочельникТихий сочельник

Канун Рождества в дореволюционной России всегда проводили скромно — и в императорском дворце, и в крестьянских избах. По традиции в этот день — последний день Рождественского поста — нельзя есть до появления первой звезды, а когда она загорается в небе, на стол подается сочиво — отсюда и название «сочельник».

Это блюдо из риса или пшеницы с орехами и цукатами, сдобренное медом и напоминающее кашу. Всего в эту ночь на столе должно быть 12 постных блюд — по числу апостолов.

Конечно, необязательно с точностью следовать традициям и накрывать такой стол. Можно предложить своим близким просто побыть вместе этой ночью, чтобы при свете елочных огней и за душевным разговором ощутить приближение великого праздника.

Суженый мой, суженыйСуженый мой, суженый

Считалось, что в ночь накануне Рождества в мире противоборствуют добро и зло: первое призывало славить Рождество Христово, а второе — вступать в общение с нечистью, в том числе и гадать. Конечно, больше всего девиц занимали амурные вопросы: когда ждать замужества, богатым ли будет суженый и т.д. Девушки распускали волосы, снимали с себя кресты — это должно было привлечь духов.

Надо понимать, что гадания — это языческий пережиток, церковь никогда этого не одобряла. Но если не воспринимать предсказаний всерьез, гадание может стать невинным развлечением в кругу подруг.

Алина, 19 лет: «Мы с сестрой всегда собираемся 6-го января, чтоб погадать. Однажды прочитали, что в полночь нужно выйти на улицу и спросить первого встречного, как его зовут — таким и будет имя мужа. Но ночью в Бирюлево, мягко говоря, страшновато, и мы решили просто по очереди набрать наугад номер телефона, и если ответит мужчина, спросить его имя. Первой звонила сестра, и сразу попала на молодого человека. Их разговор затянулся и в итоге закончился свиданием. Мне повезло меньше — вместо имени я услышала в трубке только отборный русский мат».

Городские «колядки»Городские «колядки»

С наступлением Рождества начинаются Святки и длятся двенадцать дней. В эти дни по деревням ходила молодежь в костюмах и масках. Стучали в окна домов и пели «колядки», прославляющие Рождество, Иисуса Христа и гостеприимных хозяев, которые отвечали угощеньями и монетами.

Конечно, в современном городе колядовать затруднительно, но если с тобой большая веселая компания, это может стать незабываемым приключением.

Анастасия (26 лет): «Однажды мы решились на эксперимент: пошли колядовать большой толпой в Москве. Звонили в квартиры и пели колядки. Реакция людей была очень разной. Кто-то скупо говорил: «Извините» и закрывал дверь. Одна бабуля пригрозила милицией. Но в основном народ был дружелюбен: подпевали, дарили конфеты, благодарили. Было здорово. А как дети были счастливы! Обязательно повторим».

Самодельный вертепСамодельный вертеп

В 16 веке неотъемлемой частью Рождества стал вертеп — кукольный театр, сделанный из ящика, куда помещали ясли с фигурками Младенца, Девы Марии и Иосифа, а рядом ставили фигурки пастухов и животных.

Представления о Рождественской ночи разыгрывали в храмах и деревнях. Главными зрителями были дети. Соорудить такой театр можно и дома — из подручных материалов.

Наталья, 30 лет: «Мы с мужем смастерили кукольный театр из большой коробки из-под телевизора. Я обшила ее тканями, сделала занавес, персонажей для спектакля. Уже несколько раз устраивали детям праздничное представление. Теперь Рождество ассоциируется у них с волшебной сказкой».

Все в сбореВсе в сборе

Пожалуй, главная традиция Рождества — это семейное застолье. Еще в царской Руси, вернувшись из Храма, семьи собирались за большим столом, приглашали всех крестников и кумовьев. Угощались, пели песни и обменивались подарками.

Вовсе необязательно, чтобы рождественский подарок был дорогим и практичным. Оптимальный вариант — сувенир, сделанный своими руками. Например, елочная игрушка или красивая открытка. Прелесть хэндмэйд-подарков в том, что они сделаны с душой, а в Рождество это самое главное.

Иерей Роман Беглянский: «Важно, чтобы празднование Рождества Христова было не только физическим, но и духовным. Чтобы праздничная служба не была механической обязаловкой, а семейное застолье — пустым чревоугодием. Если вам тяжко отстоять ночную службу, не мучайтесь, не плодите внутри себя досаду. Побудьте в Храме, сколько сможете, или сходите хотя бы на утреннюю литургию. Прекрасно, если за праздничным столом найдется место не только для угощенья, но и для совместной молитвы. Но и угощеньем пренебрегать не стоит».

Читай другие, не менее интересные статьи на тему "Как встретить Новый Год" в разделе "Дом" нашего женского журнала! Счастливого тебе Нового Года!


Ваше мнение 31  

Оставить комментарий
  • Лариса Подмосковье / 05.01.12 21:48
    Алина, совершенно с вами согласна, отмечать Рождество нужно 25-го, когда его отмечает весь христианский мир, до нового года, в это время кончается пост и верующие люди могут отмечать новый год как все, и поесть и выпить. А в таком случае и новый год нужно отмечать 14-го января, а не 1-го. Автору заметки: нет "европейского" и "не европейского" Рождества, есть нюансы и традиции.
    • Yulika La Paz / 05.01.12 23:27
      мне кажется, что если бы в самом деле было оправдано и необходимо поменят церковный календар, то умные люди, стояшие во главе церкви это уже сделали бы. а раз такое не случилось, значит нет и надобности. ксловусказать, я совершенно не ошишаю никаких неудобств от того, что праздную рождество 7 января. какяразница- до новогогода или после. сут праздника не меняется никак.
      • православная / 06.01.12 00:05
        ВЫ вероятно, не поститесь вот и не видите разницы. попробуйте соблюсти пост, когда все вокруг веселятся и кушают мясные блюда
        • Yulika La Paz / 06.01.12 01:28
          пост веруюшими должен переносится с радостью и без униния:) а вообще прелес праздника не только в еде ( я говорю о новом годе). сколько радостей и помимо еды. если бы я держала пост, наверное, утешалась бы тем, что всегда смогу приготовит и поест все , что не сёла в скоромные дни:)
          • Мм / 06.01.12 07:46
            Пост предполагает под собой. не только диету, но и очищение мыслей и души через молитвы, успокоение. Праздник потому и не может быть во время поста, что он отвлекает душу от концентрации на чистом и божественном на мирское
          • Severnoe Sianie / 06.01.12 18:19
            Новый год обычно еще время похода по гостям. И если еще в своей семье, которая кстати, совсем необязательно разделяет твои взгляды, объяснишь как то, почему ты салатиком новый год встречаешь, то в гостях уже вообще непонятно, как себя вести. Потом пост диетой не ограничивается, и он не предполагает бурного веселья, гостей, ресторанов и всего прочего. Вот и крутись как знаешь, чтобы и близких не обидеть, и пост соблюсти
            • Склифософский Москва, Россия / 08.01.12 14:31
              Ну, вообще пост, как Вы верно заметили - не диета. Поэтому во-первых, думаю, что не так уж сложно объяснить в гостях, что Вы соблюдаете пост. Во-вторых, если постных блюд не окажется там, где Вы гостите, то возможно и правильно будет кушать то, что предлагают, потому что смысл поста в умеренности, а не в жертвенности и пафосности. Ну и до кучи, православный человек должен выбирать себе партнёра из числа православных, чтобы была возможность вести православный образ жизни, не создавая непримиримые противоречия. И более того, если выбран партнёр, который категорически не воспринимает постов, то правильнее в пост сохранять мир в доме, чем разжигать конфликт и идти на принцип, потому что, как я уже объяснила, раньше надо было думать, когда партнёра выбирали...
            • Severnoe Sianie / 08.01.12 17:06
              Во всем согласна. Но живя в католической по традициям стране, чувствуешь какое то разъединение с окружающими.
            • Склифософский Москва, Россия / 08.01.12 19:37
              25 На самом деле, это вопрос приоритетов. Вам важнее единяться с окружающими именно во время поста или важнее спасти свою душу? Отсюда и пляшите. А в целом, если православие Вам не подходит, Вы можете примкнуть к любой другой вере. Свобода вероисповедания является одной из основных свобод человека в совеременном обществе. Я Вам пример приведу. Я в Штатах жила 2 года, так мусульмане реально в пост ничего не ели до первой звезды. И как-то ничего, справлялись. А у нас-то всего выбор продуктов ограничен. Пост можно соблюдать так незаметно для окружающих - не люблю, не хочется и т.п. каких-то блюд, даже можно не акцентировать, что это именно пост.
        • Склифософский Москва, Россия / 08.01.12 14:33
          Вы знаете, это многим удаётся. Это не какой-то особый душевный подвиг.
      • Алина Париж / 06.01.12 19:14
        Знаете, "умные люди" и даже от церкви - все-таки люди. Мотивам церкви несмены календаря - практически сто лет (после октябрбской революции), они могут измениться. В других православных государствах - Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, Греции - используется "гражданский" кадендарь и как-то не видно, чтобы это вызывало проблемы.
      • Лина / 09.01.12 19:22
        ох, Yulika, такое впечатление, что "умные люди, стоящие во главе церкви" нынче больше озабочены покупками майбахов да часов за сотни тысяч долларов.
        • Склифософский Москва, Россия / 10.01.12 14:53
          Ну вообще говоря, основной задачей верующего человека является следить за собой и своим поведением, а не за другими...))
          • Лина / 11.01.12 15:13
            А кто вам сказал, что я - верующий человек? :-)) Я совершенный законченный атеист, но от этого мне не менее противно слушать заявления этого клоуна Чаплина (типа ездить на Майбахе - это суровая повинность и вааще, это же не на государственные деньги куплено, а на пожертвования, так что, типа, отвалите) и смотреть на безобразия, творящиеся в РПЦ. Это не мешает мне уважать верующих людей, но я не питаю никаких иллюзий по поводу верхушки РПЦ.
    • Склифософский Москва, Россия / 08.01.12 14:05
      Мне вот интересно, Вы так авторитетно заявляете, что и как "нужно" делать, только забываете сказать, что это Ваше частное мнение, не отягощённое знаниями о наших православных традициях и причинах того, что у нас заведено так, а не иначе.
      • Severnoe Sianie / 08.01.12 17:02
        Вы знаете, я долго думала также, что есть определенные причины, по которым православная церковь настаивает на сохранении даты Рождества именно 7 января. А недавно прочла статью на православном ресурсе, написанную священником, который прямо пишет, что никто точно не знает, когда именно произошло Рождество, даже месяц вычислен предположительно. После этого мне стало непонятно, почему сохраняется ревностно другая дата, чем у остального христианского мира. Ведь это не затрагивает содержания веры.
        • Склифософский Москва, Россия / 08.01.12 19:31
          Ну Вы делаете превратные выводы из услышанного. Все знают или не знают в равной мере конкретную дату рождения Христа. Но с древних времен эту дату было решено отмечать в этот день. Согласитесь, что если даже сегодня мир перейдёт на новое летоисчисление, количество полных лет Вашей жизни по-прежнему будет наступать в "старую" дату, а не в новую, если только количество дней в году останется неизменным.
  • Алина Париж / 05.01.12 15:01
    "Благодаря голливудским фильмам мы прекрасно знаем, какое оно — европейское Рождество" - с первых строк, шедЁвр! Благодаря голливудским фильмам мы знаем как отмечают Рождество в США, причем скорее протестанское. Не надо забывать, что в Зап. Европе сосуществуют каталическая и (разные)протестанские церкви, ну и разные народы. То, как отмечают Рождество в Норвегии или Исландии, отличается от праздника в Польше или Италии. А вообще,это замечательный семейный праздник, теплый, уютный, добрый, благочистивый. На Рождестве нет места пьянкам и обжорствам, зато есть милые семейные традиции. Очень бы хотелось, чтобы наконец Православная церковь перешла на гражданское летоисчесление, и тогда бы мы праздновали Рождество ПЕРЕД Новым годом.
    • православная / 05.01.12 21:43
      Очень бы хотелось, чтобы наконец Православная церковь перешла на гражданское летоисчесление, и тогда бы мы праздновали Рождество ПЕРЕД Новым годом. согласна полностью. скорее бы вернуться к истокам. когда действительно рождество было перед Новым годом.
    • Marana Vilnius / 06.01.12 01:43
      А мы и празднуем ПЕРЕД Новым годом. Наш Новый год 13-ого января :). А про "На Рождестве нет места пьянкам и обжорствам, зато есть милые семейные традиции", - так это у кого как. У нас в Литве нередко одно другому не мешает, т.е. пьянка и обжорство в некоторых (не во всех) семьях - традиция.
      • Алина Париж / 06.01.12 19:08
        А мы и празднуем ПЕРЕД Новым годом. Наш Новый год 13-ого января :). То есть не отмечаете совсем-совсем ногодний вечер 31 декабря?
        • Marana Vilnius / 08.01.12 23:36
          Отмечаем, конечно. Мы тут всё отмечаем, католическое Рождество, Новый год, православное Рождество и Старый Новый год. Чем больше праздников, тем лучше :)
  • гуцулка / 05.01.12 10:55
    слава Богу у нас на Западной Украине Рождество не "приложение к Новому году" (скорее наоборот), а один из двух главный праздников года на равне с Пасхой. в ночь с 6го на 7е января садимся за постную вечерю с молитвой; дети, церковные общины и профессиональные народные коллективы ходят колядовать три дня; праздничная одежда в такие дни - традиционная вышиванка.... и это не только связь с прошлым и почитание традиций - это окно в будущее, сохранение духовной культуры и передача ее следующим поколениям
    • Алина Париж / 05.01.12 15:08
      Я, будучи девочкой 8 лет, имела счастье быть с родителями в гостях в Ив-Франковске именно на Рождество. Мы ездили к родным друзей в село, и я присутствовала на колядках, службе, потом гуляниях. Это осталось незабываемым событием в моей жизни! Что поразило тогда, а было это еще "при Советах" (1979г), что все от мала до велика принимали активное участие в празднике, но, главное, ощущалось огромное СЧАСТЬЕ во всех. Люди просто светились радостью.
      • гуцулка / 05.01.12 16:02
        тут всегда было и, надеюсь, будет так! к слову, Дед мороз и Новый год пришли как бы взамен Рождеству в атеистические советские годы (нас присоединили в 1945м), но мы с радостью приняли новый праздник, не забыв истинный! а подарки нам носит вообще Святой Николай Угодник 19 декабря, но вот уже обльше 60 лет и Дед Мороз приходит с гостинцами. хотя, в селах говоря "новый год" имеют в вдиду День Святого Василия, т.е. Новый год по старому стилю... и вообще, сейчас повсеместно раскручивают "чужеродные" праздники типа Дня Св. Валентина, Хэллоуина и т.д., забывая свои исконные традиции. наша задача сегодня передать своим детям то, что еще не растерялось, и привить духовность
  • Баба Яга против На просторах СНГ / 05.01.12 07:39
    Фи. Рождество.. Елку наряжать библейскими символами... Ничего своего нету у этих сектантов, все слямзили отовсюду - у египтян, у индусов, у русских... Религия - опиум для неграмотных и слабых духом.
  • Yulika La Paz / 05.01.12 03:00
    статя о том, как отпраздноват православное рождество, а картинки все из западных журналов:(
  • которая Черная Овца / 05.01.12 02:06
    слишком уж... ортодоксально) но для верующих - весьма
Оставить комментарий
 
 

Что не так с этим отзывом?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

  OK
Информация о комментарии отправлена модератору