Пережила гибель плода, боюсь снова беременеть
Здравствуйте! В конце февраля диагностировано - гибель плода на 41,5 неделе беременности, рожала естественным путем... что теперь дальше?! Недавно начали заниматься беременностью с мужем, но я боюсь. Иногда нападает нервный срыв. Я вообще человек оптимист по жизни, но меня иногда одолевают страхи. У брата только что родилась дочка, и меня опять захлестнули свои переживания... в общем, не знаю, что и делать, как полегче пережить и не думать о плохом. Спасибо за ответ.
Анастасия, Москва, Россия, 24 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Искренне сочувствую Вашему горю. Вы пережили ужасную потерю. У переживания горя есть несколько стадий. 1. Шок и оцепенение, проявляются наиболее интенсивно первые две недели после утраты. Наблюдается защитная реакция в виде отрицания случившегося, «ступора», затруднения концентрации внимания, потере во времени, низкой чувствительности к стимуляции, трудности в оценке ситуации, эмоцио­нальных всплесках. 2. Поиск и тоска. Наиболее ярко проявляется от двух не дель до трех месяцев. Характеризуется повышенной чувствительностью к стимуляции, гневом, чувством вины, раздражительностью, нетерпеливостью и многими другими физическими и эмоциональны ми симптомами. 3. Дезориентация проявляется обычно между пятым и девятым месяцами после утраты. Наблюдается дезорганизация, депрессия, чувство вины, анорексия, осознание реальности, усталость, чувство неполноценности, бессонница. 4. Реорганизация. Наступает приблизительно между 18-м и 24-м месяцем после утраты. Характеризуется чувством освобождения, ощущением новых сил, более адекватной оценкой ситуации, стабилизацией режима сна и питания, повышением самоуважения и внимания к себе. Сейчас Вы, вероятно, находитесь на второй стадии. В потере новорожденного Вы оплакиваете потерю себя как матери именно этого ребенка, а также потерю самого ребенка. Здесь сильно обострено чувство, что Вы как родитель не защитили своего ребенка, не спасли, и вместо того, чтобы подарить ему жизнь, Вы - так воспринимается - отобрали ее. Кто бы ни был виноват, мать всегда чувствует только свою вину. Несмотря на то, что Вы как мать и вы оба как родители так и не узнали этого малыша, Ваша связь образовалась при зачатии, формировалась, развивалась все девять месяцев. То есть это еще и потеря эмоциональной близости. Для окружающих это часто воспринимается так: "родишь другого", "он и не пожил" (таким образом отрицается сам факт, что ребенок БЫЛ и что с ним были отношения у родителей до его рождения) и т.д. В любом случае, в нашем обществе не принято ПЕРЕЖИВАТЬ горе смерти новорожденного. Чаще всего мать настраивают на то, чтобы она быстрее забеременела и родила другого ребенка. При этом тот факт, что это не может стать никогда заменой, игнорируется, потому что окружающие сами желают избавиться от собственной боли, которую им неизбежно приходится переживать, соприкасаясь с матерью, потерявшей ребенка. Мать теряет будущее именно этого ребенка, она теряет статус ЕГО матери, она теряет доверие в своему телу и к тому, что она может порождать жизнь. Это огромнейший комплекс состояний, который переживает несчастная мать. Здесь важно, чтобы переживания горя не перешло в затяжную депрессию. Также надо обратить внимание на ОТЦА. Опять-таки у нас привычно отец считается второстепенным в ситуации потери, в то время как он пребывает в таком же тяжелом состоянии, как и мать, и также нуждается в помощи и поддержке. Отцы обычно подавляют в себе страдания, переживания, от них ждут помощи жене, матери умершего ребенка, в то время как они оба должны помогать друг другу. Дали ли ребенку имя? Похоронили ли ребенка? Если Вы верующая, Вы можете вместе с мужем ходить в церковь, к батюшке. Надо ездить на кладбище (если ребенок похоронен). Надо говорить о себе, о том, что Вы чувствуете, что чувствует муж, говорить о своем ребенке. Желательно иметь рабочие (учебные) дела, чтобы были обязанности и время было структурировано. Посмотрите на материнских форумах темы, связанные с потерями детей, возможно Вам поможет общение с такими же мамами, поддержка, понимание. По возможности посещайте психолога очно. Очень желаю Вам пережить эту трагедию.