Помогите научиться получать удовольствие от жизни
Уважаемая Наталья Александровна! Помогите разобраться в себе. В последнее время семейная жизнь не приносит мне никакой радости. Мне ни хочется ничего, все кажется обузой: готовка, уборка, уход за детьми, секс – словом все. Я стала очень раздражительной, постоянно срываюсь на детей и мужа, потом ругаю себя за это. Наша жизнь представляется мне унылой и однообразной. Мы с мужем с утра до вечера на работе, приходим домой поздно, уставшие. Дома тоже дел невпроворот: накормить детей, поиграть с младшим, проверить уроки у старшего, искупать, приготовиться на завтра и т.д. и т.п... В выходные тоже самое – уборка, стирка, глажка. Иногда так выматываюсь, даже нет сил погулять с малышом, так и сижу дома, вкалываю и жалею себя. Я стала казаться себе плохой женой, плохой матерью, скучным собеседником. Нет времени ни на что, я забыла, когда в последний раз читала книгу, у меня нет подруг, я все время думаю о том, как я несчастна. Обстановка в доме нервная, дети не получают достаточно любви, внимания, ласки. Муж старается помочь, но похоже и у него опускаются руки. Мы пару раз ездили всей семьей в отпуск, там ситуация улучшается, но дома все снова повторяется. Как разорвать этот замкнутый круг? «если не можешь изменить мир, измени своё отношение к нему». Как найти радость в буднях? Как перестать мучаться и начать жить? Жду вашего профессионального взгляда на ситуацию. Лена.
Lena, Израиль, 34 года
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Психологическую тюрьму мы чаще всего строим себе сами. Обычно это подкрадывается незаметно. Начинается все очень просто - с большой обязательной программы, которую мы себе опять-таки сами же и задаем. И постепенно эта обязательная программа вытесняет все остальное. Мы уже даже не помним как и отчего получаем удовольствие, а только делаем то, что должны. И постепенно жизнь превращается если не в ад, то в непонятную обузу, в этакий чемодан без ручки, который нести тяжело, да и бросить жалко. Ваше письмо с подобными раздумьями не первое, да, я думаю, и не последнее в моей почте. Обычно это закономерный итог хронического многолетнего насилия над собой, ради чего-то внешнего, плохо сочетающегося с вашими собственными потребностями. Например, часто в такие клещи попадают родители, когда хотят, чтобы у их детей все было по максимуму. А ведь неплохо бы и взвесить свои силы на данном этапе жизни, чтобы не взять на себя больше обязательств, чем вы можете. Разовые отпуски в данном случае не самые хорошие помощники, потому что количество дней на отдых никак не компенсирует накопившегося ежедневного перенапряжения на протяжении длительного периода. К тому же после отпуска вы опять возвращаетесь к тому же образу жизни с тем же перенапряжением. Если хотите практический совет, то для начала попробуйте оценить вашу жизнь с точки зрения получения удовольствия. Например, наберется ли хотя бы треть времени (свободного от сна) в течение недели, когда вы чувствуете себя довольной и счастливой. Попробуйте понять в какие минуты вы бываете хотя бы относительно довольны. Ваша следующая задача вспомнить о том, что когда-то вас радовало и попробовать найти для этого время, возможно даже что-то отодвинув в своей обязательной программе. Не бойтесь что-то не успеть. Положительные эмоции обычно добавляют сил, да и могут появиться неожиданные помощники - радость всегда притягательна. Если вы действительно хотите избавиться от хронической усталости и неудовлетворенности жизнью, то самая главная задача на данный момент немного ослабить ваш контроль за выполнением обязательной программы, постараться внести в жизнь немного спонтанности, иногда позволить себе что-то не делать, если уж очень сильно не хочется, или наоборот не отказывать себе постоянно в маленьких радостях, и уж тем более не отказываться от больших радостей. Я хочу напомнить вам, что жизнь это не только сплошные обязательства перед кем-то или перед собой, но и радость, которую мы можем доставлять и себе и другим.