Мой муж и мой ребенок ...
Мой муж и мой ребенок от другого мужчины. Наталья Александровна, добрый день! Своего сына я родила от человека, который не мог и не хотел быть отцом. Сейчас сыну пять лет, я вышла замуж за очень хорошего человека, мне повезло не только с мужем, но еще и со свекровью и свекром, что бывает достаточно редко. Сначала сын очень радовался, что мы будем жить вместе, всем хвастался, что у него теперь есть папа. Сейчас начались пока еще маленькие проблемы, поэтому я решила обратиться к Вам. Ведь проблемы лучше решать тогда, когда они еще не выросли. Сын начал капризничать, ревновать, как-то сказал :"Я не хочу его любить!" . Любить моего мужа его никто не заставляет, и до свадьбы они дружили, я спокойно могла оставить ребенка со своим мужчиной (вещь немыслимая с родным отцом). Никто не играл "мыльную оперу" и не рассказывал сказки, что папа был где-то в другом городе а вот теперь материализовался, впрочем это было бы невозможно - мой сын знает своего отца, года три я пыталась возобновить отношения с ним, но биологический папа был как маятник - то придет то уйдет, общался больше со мной чем с сыном, "официально" (для сына) перманетное отсутствие отца объяснялось командировками в другом городе. Мой нынешний муж, в отличае от "биологического папы" всегда старался общаться с моим сыном, бегал за лекарствами, когда тот болел, ходил с ним гулять, дарил подарки и т.д. и т.п. В общем всегда старался стать ему отцом и сейчас старается, не требуя от немедленной отдачи, но, как мне кажется, все-таки надеясь на эту отдачу. Сейчас у нас начался сложный период, отягощенный еще и тем, что через 2 месяца после нашей свадьбы, ребенка удалось устроить в санаторий (у сына порок сердца), в который раньше все не получалось, и сейчас мальчик бывает дома только на выходные. Мой муж откладывает все встречи с друзьями а часто и работу в субботу (его специальность подрузумевает такой график), чтобы на выходных побыть с нами, но я вижу, что сын не сближается а отдаляется от него. Усились капризы, истерики, потакать нельзя, а как наказывать, если ты отчим, причем отчимом стал недавно? Конечно, санаторий кончится, мы опять будем все втроем все время, собираемся поехать к свекрови со свекром (они живут в другом городе), может капризы и негитивизм пройдут сами собой, а если нет? Поскажите, пожалуйста, как поступить нам с мужем, чтобы ребенок не отдалился от него окончательно. Я не устаю повторять, что мы любим его, но при этом любим и друг друга. Мы оба стараемя уделить ребенку как можно больше внимания, но при этом надо еще как то не потакать капризам, чтобы ребенок получал не выреванные и заваеванные путем скандала и истерики игрушки и конфеты, чтобы подарки и походы в кино, театр, цирк и т.д. не были платой за прекращение истерик. А вот с этим проблема. Как только начинаем куда-нибудь собираться - начинается рев (не те штаны, не пойду с дядей), а муж тоже часто идет на принцип - мол я тоже тогда не пойду с тобой гулять, что мне с нытиком идти. А я мечусь между ними, стараясь сгладить углы. Например: закатил ребенок истерику из-за шапки (выбирали с ним вместе), в результате мы с мужем идем гулять без него, ребенок остается с бабушкой дома (на осмысливание), мину через 20 мама (бабушка) звонит мне на моб - ребенок обещал одется в пять сек. и просится гулять. После этого мы подходим к нашей парадной, забираем сына и гуляем уже втроем. Много раз мы с мужем спорили из-за этого сценария. Но что делать? Не гулять вообще, пусть сидит дома, а следующий раз не будет орать "не ту шапку (штаны, куртку, не того дядю, не в ту погоду) !". Или все правильно - закапризничал, устроил истерику, уперся что в этом он никуда не пойдет, ну и пусть не идет, и мультиков не будет, понял, что никто на поводу не пойдет, перестал скандалить (так сказать осознал) - пошел гулять с нами. Обычно в момент истерик из-за одежды другой (верхней) под рукой нет, не бежать же каждый раз в магазин, отвелкалки тоже не всегда действуют, капризы появляются неожиданно. Какие есть способы научить ребенка учитывать не только собственное но еще и чужое мнение, дать понять, что он живет не один, что мы все и мама и бабушка и отчим тоже имеем свои права, а не только обязанности по обеспечению чада тем или этим, но при этом мы любим его и никто никого от него не отнимает - не отнимает маму отчим, не отнимает маму бабушка и наоборот? Имеет ли право отчим наказывать ребенка и как, чтобы при этом не возникло отчуждение между ними? Подскажите, пожалуйста, что нам делать в этой ситуации?
Mary, Санкт-петербург, россия, 34 года
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Я думаю, что у вашего сына сейчас тоже сложный период. Его жизнь меняется. Возможно, для вашего мальчика это большая эмоциональная нагрузка, а поскольку в этом возрасте дети еще не анализируют свои переживания и даже не пытаются объяснить логически, что с ними происходит, то на уровне поведения это часто выглядит как беспричинные капризы. Еще один важный момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание. Ваш ребенок наконец-то попал в санаторий. Однако, возможно это только ваша большая радость, но не вашего сына. Очень может быть, что ему там не так хорошо, как он вам рассказывает. И очень может быть, что в его детском восприятии, это как-то объединилось с переменами в вашей личной жизни. Возможно, он просто очень скучает и боится перемен, которые для него и радостные и стрессовые одновременно. Я надеюсь, что капризы вашего сына, не что иное как реакция на перемены в вашей личной жизни. Постарайтесь очень терпимо к этому отнестись. Но это вовсе не означает полную вседозволенность. Наказывать и ругать надо. Только проявляйте в этом с мужем полное единодушие, чтобы ребенок случайно не сыграл на ваших материнских чувствах и бессознательно не столкнул вас с мужем лбами. Вашему сыну сейчас будет нужно ваше внимание, а также гарантии и страховки своего благополучия. Постарайтесь дать ему и то и другое.