В рабочих ситуациях чувствую страх и неуверенность в себе
Добрый день. Моя проблема - неуверенность в себе, иногда страх. Приведу конкретные примеры. 1. Веду переговоры с партнером через и-мейл. Пока переговоры/сделка без претензий друг к другу - все ок. Как только возникают вполне резонные бизнес-замечания либо партнер хочет изменений, я чувствую себя крайне некомфортно, буквально содрогаюсь, когда вижу, что пришло очередное письмо от него (даже ещё не открыв его). 2. При поиске новых партнеров/клиентов очень расстраиваюсь, буквально пропуская через себя отрицательные ответы либо замечания в моей возможной некомпетентности. 3. Ранее (лет 7 назад) работала в компании, где был корпоративный психолог. Так вот она мне сказала однажды, что, когда мне задают какой-то вопрос (чаще - начальство), страх буквально стоит у меня в глазах. Т.е. моя первая реакция на вопрос - это паника "Что делать?/ Я допустила ошибку?/ Я не знаю, как это сделать". К сожалению, вскоре после нашего разговора психолог умерла. Мы не смогли проработать с ней мою ситуацию. Годы прошли, а проблема осталась. Хочу отметить, что я человек достаточно грамотный в вопросах, которыми занимаюсь. Но эта неуверенность и паника постоянно живут во мне. Как мне избавиться от них? Стать по-хорошему хладнокровней и уверенней в себе? Спасибо.
Юлия, Украина, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Возможно, дело в перфекционизме. Убеждение, что во всем есть совершенство и его можно достичь (суть перфекцонизма), несет в себе опасность для психологического здоровья из-за постоянного стресса и ожидания, которые: 1 - направлены на себя (добиваться собственного совершенства), 2 - направлены на других (требовать совершенства от окружающих), 3 - социально направлены (думаете, что другие ждут совершенства от Вас). А что стоит за всем этим? На самом деле это навязчивое стремление сделать наилучшим образом, в общем-то, попытка угодить (был ли такой опыт в детстве, что Вы должны были угодить кому-то и ждали со страхом оценки себя, своих действий?). Сделать так, чтобы придраться было не к чему. Потому что когда не к чему придраться, то не за что и наказать (не будет игнорирования, обид, молчания, чего-то, чего боится ребенок). Эти страхи вынуждают как раз стремиться к вечному доказательству своего совершенства. У перфекциониста нет внутренних, личных, своих критериев оценки результатов собственной работы, достижений и задач. Потому что ребенок был вне этого – все было у значимого взрослого, а значимый взрослый мог, например, запросто обесценить любое действие, поступок. Затем ребенок может так и остаться вне этого. Ну а раз критериев нет, то приходится ориентироваться на других. Но других много, мнения у них разные, выбрать сложно, поэтому перфекционист ориентируется на некий Обобщённый Образ Значимого Взрослого. Ориентируется постоянно и с одной целью – избежать его порицания и заслужить его похвалу. Но если первое ещё более-менее достижимо, то второе в принципе недостижимо. Потому что перфекционист никогда не делает что-либо наилучшим образом и всегда в гонке за иллюзорным совершенством в себе. Хвалить его этот Родитель может за совершенство, а оно недостижимо. Необходимо выстраивание собственных критериев, адаптивных, приемлемых, реалистичных. Это труд, желательно со специалистом. Психологов много, выбирайте подходящего.