Непреодолимая агрессия к собственному ребенку
Здравствуйте! Пожалуйста, помогите справиться с данной ситуацией. С некоторых пор я чувствую непреодолимую агрессию по отношению к собственному ребенку. Моему сыну 2,7, ребенок желанный и очень любимый. Для своего возраста развит очень хорошо. В связи с тем, что я работаю, сын иногда остается с мамой или со свекровью. С ними, когда меня нет, ведет себя очень хорошо и спокойно, слушается, ну и легкие шалости, конечно, допускаются. Но в моем присутствии очень часты дикие истерики (что-то не получил, не купили, запретили и т.д.). Истерика проявляется так: он начинает не просто кричать, а дико орать нечеловеческим голосом, может меня ударить, начинает швырять игрушки. Сначала я пытаюсь успокоить, прижать к себе, покачать. Иногда срабатывает. А иногда... И вот этого я простить себе не могу, я просто срываюсь и бью его. Не сильно конечно, но чувствительно. Вот сегодня утром опять так вышло. Словно меня отпускает какой-то рычажок и все... Ударила по попе, несколько раз по лицу. В очередной раз замахнувшись, увидела, как ребенок весь сжался, и это было страшно. Эти его слова: «Зачем ты меня ударила? Ты не мама».... Пожалуйста помогите советом. Я очень люблю и дорожу сыном, мы очень много времени проводим вместе, гуляем, играем и т.д. И тем более мне страшны мои вспышки агрессии и внезапного раздражения, неприятия ребенка. Сразу оговорюсь, что с папой ребенка мы в разводе, но остались в хороших отношениях, сын часто видится и с папой, и со свекрами, которые также очень любят внука. Очень надеюсь на Ваш совет!
Лидия, Россия, Мордовия, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Такие агрессивные реакции с Вашей стороны, которые Вы не контролируете (словно меня отпускает какой-то рычажок и все) могут вызываться множеством причин, я могу предположить, что Вы испытываете негативное психическое состояние из-за невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, на это наслаивается чувство вины, раздражение и разочарование, все это Вы можете спрессовывать и тщательно маскировать, например. Эмоциональность трехлетнего ребенка связана с процессом восприятия. Он эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро проходящи, он не может их сдерживать, - ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Для 3-х лет характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка, аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, например, может мама уходить из дома или нет (и наказывать ее за ослушание) и т.д. Как только видите, что не справляетесь, выходите из комнаты и не пытайтесь успокаивать ребенка, говорите ему, что Вы подождете, пока он сможет нормально разговаривать и тогда вы продолжите общение. Закрывайте дверь, уходите в ванную комнату, например. Также по возможности посетите психолога очно.