Разошлась с мужем и теперь не чувствую любви к детям
Здравствуйте. У меня такая проблема. От первого брака двое детей. Оба ребенка были желанные. Почти год назад я разошлась со своим вторым мужем. Он ушел к другой. После этого я была несколько месяцев в сильной депрессии, потом вроде как-то выкарабкалась. Но все это время я больше не чувствую любви к своим детям. Не хочу для них ничего делать, не хочу с ними общаться, разговаривать с ними и играть с ними мне неинтересно. Не скучаю по ним, когда их нет рядом. Нет, я все необходимое делаю, но только потому что должна, а не потому что мне доставляет удовольствие заботиться о них. Когда думаю о себе и своей жизни, часто думаю о том, что с двумя детьми я не буду никому нужна. Меня очень мучает это состояние, потому что раньше как бы тяжело ни было, я всегда чувствовала любовь к ним, и что они для меня - самые главные, самые родные. А теперь - внутри пустота и только желание - побыть одной. Это пройдет? Что можно сделать, чтобы изменить это состояние?
Катя, Ростов, 39 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы испытываете кризис после развода и "как-то" не выкарабкались. Развод приносит дополнительные психические, социальные и экономические проблемы, которые вы совершенно не предполагали. Чувства обиды, страха перед будущим, гнев и ненависть по отношению к бывшему партнеру и вместе с тем (часто подсознательно) и по отношению к детям обнаруживаются почти при каждом разводе. Почти каждый разведенный брак, особенно в тех, где есть дети, является крушением, свидетельствует о провале однажды принятого решения быть вместе и желания вместе построить счастливую семью, а значит, является провалом жизненного концепта. У Вас и у детей ощущение неудачи влечет за собой потерю чувства собственного достоинства и веры в себя. Появляется сомнение в своей способности вообще иметь полноценные отношения, быть любимым, уметь достигать поставленные цели, когда-нибудь найти нового партнера. Эти чувства соединяются со страхом, что Вы недостаточно привлекательны, а также со страхом перед старостью и одиночеством. Душевные нагрузки, которым Вы подверглись, привели к состоянию душевной пустоты, кроме того, время после развода особенно конфликтно даже по относительно безобидным поводам, потому что дети в это время предъявляют повышенные требования к матери, а мать в свою очередь по причине перегрузок и раздражительности менее, чем обычно, в состоянии привнести в отношения терпение и терпимость. Ссоры и раздражительность ведут к своего рода "агрессивной зарядке" обеих сторон. Вы не чувствуете любовь не к детям, а к прошлому, к тому, что произошло, дети - это лишь возможность проявить свои чувства (но не к ним) - чем больше прошлое несет отпечаток собственной несостоятельности, провала, тем больше достается детям от чувства гнева, стыда и т.д., которые относятся к этому прошлому, поскольку дети остаются для матери на всю жизнь "представителями" данного провала. Так или иначе это ведет к амбивалентным чувствам, скорее всего Вы испытываете частые смены настроения и отношения к детям. По возможности посетите психолога очно.