Приемный сын дома делает гадости родителям

Добрый день! У нас приемный сын, был отказник с рождения, до 3х лет жил в др, уже 3,5 года живет с нами. Он постоянно делает нам с мужем гадости, не слышит нас вообще, не хочет никак учиться и развиваться, в садике все учит, и буквы, и цифры, все делает, что говорят, а дома вообще ничего нам не хочет рассказывать, сразу рыдает и ноет, и постоянно демонстративно игнорирует обращения к нему, специально делает все наоборот, тянет время, когда просишь что-то сделать или одеться, а на людях это идеальный и милый мальчик, который обнимается и говорит, что любит маму, но это на людях... Я уже не знаю, как быть. Неоднократно обращались к психологам, пока ходим, он образцово-показательный ребенок, перестаем - все заново.


Дарья, Россия,  32 года


Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Дарья.

Чувствуется, что Вы устали от капризов сына. В его поведении Вы чувствуете игнорирование Ваших просьб, неуважение к себе, обесценивание прикладываемых Вами усилий для создания теплой и спокойной атмосферы в доме. Его двойственное поведение вызывает у Вас раздражение. Злитесь, так как у Вас создается впечатление, что ребенок делает все Вам назло и своим поведением демонстрирует свое отношение к Вам.
Давайте теперь посмотрим на ситуацию глазами ребенка. Попытаемся представить, что же происходило и происходит с ним. Он - отказник с рождения. То есть, в его личной истории присутствует отвержение матерью в младенчестве, когда он больше всего нуждался в защите и заботе. Это очень глубокая и сильная травма. Последствия такой травматизации проявляются в нарушении базового доверия к миру, нарушении привязанности. Последствия этого события невозможно игнорировать.
Далее, три года в Доме ребенка сформировали у мальчика те способы поведения и те психологические защитные механизмы, которые максимально помогали ему адаптироваться к тем условиям жизни.
Проведя в Вашей семье 3,5 года, ребенок получил другой опыт взаимодействия, установления эмоциональных связей, заботы, следования правилам и др. Главное то, что он получил опыт установления доверительных отношений. Ведь именно близким людям, которым доверяешь, можно показать свою нелицеприятную сторону личности, и тем самым обратить внимание и пожаловаться на боль, сжигающую изнутри. Он демонстрирует ее как может, ведь далеко не всегда получается высказать словами, что беспокоит.
Применительно к Вашей ситуации хотелось бы привести следующую метафору. Представьте банку, на четверть наполненную черными камешками. Это то, как ребенок себя чувствовал до трех лет. Теперь в эту же банку насыпаем белые камешки, среди которых попадаются и черные тоже. Взболтайте банку! Несмотря на то, что Вы «досыпали в банку» в основном белые камешки, черных камешков в банке много, они никуда не делись. Это текущее эмоциональное состояние ребенка. И чем больше Вы продолжаете «досыпать» белых камешков в банку, тем быстрее меняется соотношение белых и черных камешков в пользу белых.
Рекомендации:
• Литература.
Дж. Боулби «Привязанность»
Дж. Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей»
Ф. Дальто «На стороне ребенка»
Иванова Н.П. Заводилкина О.В. «Дети в приемной семье»
Крафт А. Лэндрет Г. «Родители как психотерапевты»
Шипицына Л.М. «Психология детей-сирот»
Хаим Гинотт «Родитель-ребенок: мир отношений»
Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком. Как?»
• Вам, родителям, рекомендую пройти курс в «Школе приемных родителей».
Если Вы уже проходили такой курс при усыновлении ребенка, пройдите еще раз. Этот курс поможет Вам найти единомышленников, таких же приемных родителей, как и Вы, с похожими тревогами и сложностями. Также Вы сможете делиться сходными проблемами и способами их решения с другими приемными родителями. Пройдя тренинг, Вы сможете повысить свою родительскую компетенцию и лучше будете понимать своего ребенка, следовательно, более продуктивно взаимодействовать с ним.
• Изучите пирамиду потребностей по Маслоу: и картинку, и теорию.
Проанализируйте, что происходит с Вашим сыном, опираясь на эти знания. У него имеется травма на ступеньках «Физиологические потребности» и «Потребность в безопасности», поэтому функционирование на более высоких ступенях ему дается с трудом.
• Необходима очная работа с детским психологом.
В Вашем случае потребуется долгосрочная работа для того, чтобы помочь сыну справиться с травмой отвержения в младенчестве. Рекомендую работу в формате песочной терапии или игровой терапии.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна.



Уточнить вопрос 0  

Оставить комментарий
     
     

    Похожие вопросы

     

    Что не так с этим отзывом?

    Оффтопик

    Нецензурная брань или оскорбления

    Спам или реклама

    Ссылка на другой ресурс

    Дубликат

    Другое (укажите ниже)

      OK
    Информация о комментарии отправлена модератору