На главную
 
 
 

Господи, прости их
Автор: Наталья Яньтюшева / 22.10.2008

Господи, прости ихВ ту ночь Елизавета не сомкнула глаз. Чувство тревоги не отпускало ее ни на минуту. Что-то случилось, что-то страшное и непоправимое - в этом она была уверена. Интуиция никогда ее не обманывала. Такая же тревога пронизывала все ее существо тогда, в девятьсот пятом, когда эсеры приговорили к смерти Сергея. Это же чувство подсказало ей месяц назад, что не сбежал из своего заключения в Перми Михаил. Каждой клеточкой своей она ощутила его смерть.

И сегодня ночью кого-то убили.
«Кто на этот раз? Ники? Алиса? Алексей?» - эти мысли не давали покоя.

В Екатеринбурге, ожидая отправки в Алапаевск, она надеялась, что сможет увидеть младшую сестру и зятя. Но большевики так и не дали разрешения встретиться с ними.

На рассвете Елизавета встала. Оделась в скромное монашеское платье. Заправила постель. Несмотря на августейшее происхождение, она с детских лет все делала сама. Привычка к труду - то немногое, что получила в наследство принцесса Элла от своих родителей, обедневшего преемника Гессен-Дармштадского престола Людвига и его жены, дочери английской королевы, Алисы.

Еще молодая женщина, Варвара полностью посвятила себя служению Богу и своей настоятельнице, в которой души не чаяла.

В дверь комнаты тихонько постучали:
- Матушка, Елизавета Федоровна!
- Входи, Варя!

Тяжелая дверь со скрипом отворилась. В комнату с небольшой корзинкой в руках вошла инокиня Варвара. Она была одной из первых, кто пришел в основанную Елизаветой обитель Труда и Милосердия. С тех пор они почти не разлучались. Еще молодая женщина, Варвара полностью посвятила себя служению Богу и своей настоятельнице, в которой души не чаяла. Высланная несколько дней назад из Алапаевска вместе с денщиками Великих князей и доктором Гельмерсеном, она вернулась, дав чекистам подписку о том, что добровольно остается с матушкой Елизаветой.

- Там Машенька прибежала, гостинец для Вас принесла! - Варвара приоткрыла корзинку.
Комната наполнилась запахом свежей выпечки. Выходить за ворота стоявшей на окраине школы, прозванной в народе «напольной», узникам теперь не разрешалось. Да и купить в лавке они уже ничего не могли. Во время последнего обыска у них забрали все - деньги, украшения, вещи и даже обувь, оставив лишь «носильное» платье да смену белья.

Прослышав об этом, жители Алапаевска помогали, кто чем мог. Вот и Маша, дочка известной в городе стряпухи Натальи Голошейкиной, два-три раза в неделю приносила в корзинке шаньги и пирожки.

- Раздели на всех, Варя! А Машеньке с матерью передай это! - Елизавета достала из-под матраса чудом уцелевший при обыске отрез тонкой розовой материи. - Господь не забудет их доброты!

Все утро они провели в молитве. Ближе к полудню охранники, красногвардейцы-подростки из пулеметной команды, разрешили узникам прогуляться.

Елизавета вышла на крыльцо. Ярким светом ударило по глазам июльское солнце. В томящемся жаром воздухе разлился терпкий аромат полыни. Стрижи, рассекая воздух у самой земли, который день безуспешно предвещали дождь. Но благодатные тучи обходили алапаевские поля стороной.

Выходить за ворота стоявшей на окраине школы, прозванной в народе «напольной», узникам теперь не разрешалось.

Вслед за княгиней из дома, прихрамывая, вышел Сергей Михайлович - сорокадевятилетний генерал-инспектор российской артиллерии страдал жестоким ревматизмом. На правах старшего из мужчин он взял на себя роль «уполномоченного» для переговоров с властями. Устроившись поудобнее в тенечке, князь вместе со своим секретарем Федором Ремезом приступил к составлению очередного письма в Уралоблсовет с просьбой о возвращении узников в столицу.

Воспользовавшись благоприятным моментом, Константин и Игорь взялись за прополку огорода, который стараньями того же Сергея Михайловича большевики разрешили разбить во дворе. Компанию Великим князьям составил Володя Палей. Они дружили еще со времен учебы в Пажеском корпусе, в качестве боевых офицеров вместе прошли войну, а теперь разделили между собой и тяготы уральской ссылки.

Иоанн в задумчивости бродил в стороне от братьев. Взглянув на него, Елизавета поняла, что все его мысли сейчас о жене - Елена, сербская королевна, последовавшая за князем в ссылку, две недели назад поехала в Петроград проведать детей. С тех пор от нее не было никаких известий.

Недолго думая, Елизавета присоединилась к молодым князьям. В свое время рядом с овощными грядками она, с детства обожавшая цветы, разбила несколько клумб, за которыми теперь кропотливо ухаживала.

- А я, в сущности, рад нашему изгнанию, - признался Игорь, отбрасывая в сторону вырванную из земли траву, - по крайней мере, сейчас у нас есть возможность узнать жизнь и людей, которых, к сожалению, мы раньше не знали!
- Ты прав... Я тоже чувствую, что все, что раньше меня интересовало, эти блестящие балеты, эта декадентская живопись, эта новая музыка - все это пошло и безвкусно. Только здесь, среди этих людей и можно, наверное, найти правду, подлинную правду, свет и добро... - поддержал друга Володя.

Елизавета слушала его с интересом. Ей нравился этот юноша. За время, проведенное в уральской ссылке, они как-то особенно сблизились. Блестяще образованный, с безукоризненными манерами, князь Палей был наделен тонкой и трепетной душой поэта.

- Только здесь, среди этих людей и можно, наверное, найти правду, подлинную правду, свет и добро... - поддержал друга Володя.

- Какую же правду ты надеешься здесь найти? - оторвался от письма Сергей Михайлович. - Оглянись кругом, мой мальчик, миром овладело безумие! Россия катится в пропасть! Народ превратил страну в кровавую бойню!
- Оставьте, Сережа! - решилась поддержать Володю Елизавета, - народ, он же как ребенок. А сейчас этот ребенок болен. Мы должны ему помочь! Мы можем понести его страдания, можем научить его терпению. Россия, святая Россия не может погибнуть - Бог простит свой раскаявшийся народ и даст ему новую силу!

Сергей Михайлович хотел что-то возразить, но стук копыт и крики, донесшиеся с улицы, отвлекли узников от завязавшегося было спора.

Через некоторое время во дворе появился один из надзирателей, Петр Старцев:
- Собирайте вещи! Пришел приказ из облсовета. Велено перевезти вас на Верхнесинячихинский завод...
В полном молчании узники разошлись по своим комнатам.

Выглянув в окно, Елизавета увидела, что красногвардейцев-подростков сменили прибывшие со Старцевым опытные чекисты. Ночная тревога вернулась к ней с новой силой и сдавила грудь.
«Вот и наша очередь пришла», - с тоской подумала она.

Варвара начала собирать вещи, но Елизавета остановила ее:
- Не надо, Варя, оставь... Нам уже ничего не понадобится...

Дождь барабанной дробью ударил в жестяной подоконник. Стоявшая несколько дней жара наконец-то разродилась грозой. Молния яркой вспышкой располовинила небо и упала в ржаное поле. Мгновенье спустя земля содрогнулась от раскатов грома.

Вскрикнув, Варвара бросилась к Елизавете. Уткнувшись лицом в ее грудь, монахиня жалобно, по-бабьи, запричитала:
- Матушка, что же это? Ведь на смерть, на смертушку лютую поведут нас, ироды...
- Тише, тише, Варя! - Елизавета прижала что было сил к себе наперсницу, - ты поплачь, поплачь - легче будет. Только не кричи. Нельзя, чтобы слышали. Это крест наш, Варенька. Нам его и нести. А теперь иди к мальчикам, помоги им...

Лицо княгини невольно омрачилось. Она снова вспомнила тот февральский вечер, так безжалостно разделивший ее жизнь на две части.

Оставшись одна, Елизавета разложила на столе то немногое, что у нее осталось - тетрадки с записями, письма, фотографии. Бережно перебирая свои реликвии, она вспоминала детские годы в родительском доме, беспечную юность при дворе бабушки королевы Виктории, приезд в Россию, встречу с Сергеем, их венчание в церкви Зимнего Дворца...

Теплоту юношеских воспоминаний сменила горечь. Лицо княгини невольно омрачилось. Она снова вспомнила тот февральский вечер, так безжалостно разделивший ее жизнь на две части. Вспомнила, как бежала, не чувствуя холода, в одном платье к Кремлевским воротам, как собирала на глазах у оцепеневших от ужаса солдат на кровавом снегу останки мужа...

Елизавета взяла со стола фотографию Великого князя, с нежностью провела по ней рукой и тихо прошептала:
- Сережа, Сереженька... Прости, не уберегла я тебя тогда. Недолго осталось. Скоро увидимся...

Она завернула бумаги в платок, перевязала аккуратно их бечевой. Больше собирать было нечего.

В полночь узников вывели на крыльцо. Чекисты усадили их на подошедшие к Напольной школе подводы - по одному на каждую. Рядом села вооруженная охрана.

Всю дорогу Елизавета молилась, снова и снова повторяя: «Отче наш, прости...» Молилась не за себя - за тех, кто собирался, как она чувствовала, преступить закон Божий, так же как молилась все эти годы за убийцу своего мужа...

Проехав несколько верст, подводы свернули в лес и остановились.
- Все, слезаем! Дальше пойдем пешком - мост через речку сломан! - крикнул Старцев.
В кромешной тьме узников повели в глубь леса. Елизавета шла первой. Борясь с вдруг охватившим ее страхом, княгиня считала шаги. Десять... Двадцать... Сто... Сто пятьдесят... Сто семьдесят... Сто семьдесят восемь.

«Вот и конец», - поняла она. Ей стало вдруг удивительно спокойно. Страх и тревога ушли, уступив место тихой грусти.

Сопровождающий ее чекист остановился. В тусклом свете керосинового фонаря княгиня разглядела деревянный сруб заброшенной шахты.

«Вот и конец», - поняла она. Ей стало вдруг удивительно спокойно. Страх и тревога ушли, уступив место тихой грусти.

Она смиренно дала завязать себе глаза.
- Господи, отпусти им грех сей... Ибо не ведают, что творят... - она не успела договорить. Удар приклада по голове оборвал ее на полуслове...

***

Они не сразу умерли. Мертвыми в шахту сбросили только Сергея Михайловича и Федора Ремеза - их застрелили при попытке бежать. Остальные погибали долго и мучительно. Их не убили даже брошенные в шахту «для порядку» ручные гранаты. Несколько дней проходящие мимо крестьяне слышали, как из глубины шахты доносятся стоны и песнопения. Елизавета Федоровна упала на выступ. Рядом с ней упал Иоанн. Она еще нашла в себе силы, чтобы перевязать его раны...

Через десять дней после кровавой расправы в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Недолгое следствие, проведенное милиционером Мальшаковым, выявило все подробности совершенного в ночь с 17 на 18 июля злодеяния. Шахту на Межной быстро нашли. В течение трех дней тела убитых были подняты на поверхность. Пальцы правой руки Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения...

 



 

Ваше мнение 75  

Оставить комментарий
  • nay (Медвежий угол) / 4 ноя 2008
    Здравствуйте! Я автор этого рассказа. Большое спасибо всем, кто прочитал, оценил и оставил свой отзыв. Выбирая героиню своего рассказа, я не руководствовалась ее сословной или же семейной принадлежностью. Для меня Елизавета Федоровна, прежде всего, - яркая, неординарная личность, оставившая след как в истории нашей страны, так и в сердцах людей. Ее благотворительная деятельность имела такие масштабы, что вошла в учебники по истории социальной работы. А "дело всей ее жизни" - Марфо-Мариинская обитель и сейчас живет и действует согласно тех принципов, которые Елизавета Федоровна установила при ее создании. Когда-то в молодости она написала, что хочет стать совершенной женщиной, а это очень не просто - надо научиться прощать. Понимаете, не заботиться о своей красоте и нарядах, не добиваться успеха у мужчин и даже не любить - а прощать... Мне этого не дано. Я слишком слаба. А она смогла, и простила тех, кто ее убил. И в этом была ее сила - настоящая сила совершенной женственности... Вот вобщем-то то, что мне хотелось сказать. Еще раз большое спасибо!
  • а мне понравилось
  • Вселенка / 28 окт 2008
    Чудесный рассказ. Спасибо, милый автор! Никогда не писала отзывы здесь, а сегодня пишу. Поклон Вам низкий! Пишите и дальше. Вы умеете дышать в такт с духовным. Согласна с теми, кто увмидел в рассказе зерно будущего романа. От меня- высший балл. Не знаю, будет ли он учтен, но в любом случае я Вам ставлю его и желаю творческих побед! *** И теперь о выборе... У нее был выбор, как он всегда есть у каждого. Даже смерть можно выбрать или не выбрать, быть собой и перестать ею быть, это ВЫБОР. И Героиня его сделала- она искренне простила ВСЕХ! Удачи всем и творческих успехов!
  • Начала читать и удивилась.Автор, если Вы претендуете на достаточно высокую литературу и слогом и темой, то "опускать" такой рассказ на конкурс в женском легкомысленном журнале негоже. А с другой стороны, если Вы писали именно для этого места, то не надо трогать такие темы. Тема требует хорошего знания материала, глубокого изучения первоисточников. Думаю, что ни один серьезный историк не отдаст свое детище на растерзание легкомысленным матронкам на женском сайте. А если, Вы автор, не из этой породы, и знаете о теме лишь по нескольким публикациям в газете, то расчет Ваш на поверхности, слезливые истории всегда зарабатывают хорошие отклики, точнее не хорошие а массовые. Но вот с темой Вы все ж пролетели, отзывов мало, потому как "местный" народ в недоумении....
  • Не получается подписаться почему-то на месте, поэтому пишу здесь. Петра, ну с чего Вы взяли, что у меня к кому-то негатив? Мне лично глубоко симпатичны все авторы и участники обсуждений, тем более такие умнички, как Флер, Ромашка и Вы, в том числе))). Высказывать свое мнение может каждый, в том числе и критическое. Но ведь высказывать его можно по-разному. Авторы - они же тонкие и нежные!))) Если автору сказать:"Ты, молодец! А можешь еще лучше, только вот это надо доделать...", он, абсолютно счастливый, горы после этого свернет. А если сказать "Не мое, не тронуло, вот если бы написано было так, то возможно...", автор в лучшем случае просто попустит это мимо ушей, в худшем - просто бросит это дело))) В общем, давайте, будем к друг к другу нежнее)))
    • Petra(28.03) / 24 окт 2008
      Котея, почитайте отзывы Ольги Q и Инфанты на свои рассказы. Они рады любым отзывам! И это здорово, что человек адекватно воспиримает не только похвальбы, но и критику. Зная аудиторию Клео, авторам не стоит быть нежными и ранимыми, а принимать кнут и пряник. Ведь так куется мастерство, и, если хотите, талант.
  • Девчаты, не пойму, о чем спорим :-) Ну, если это так сильно интересно, могу доложить, что этому рассказу я поставила 4. Извиняюсь, что не 5. :-)
  • Замечательный рассказ! Чувствуется, что автор перелопатил много, прежде чем написать его! От меня - +5! Флер, Ромашка и компания - почитала то, чо вы написали и никак не возьму в толк, чем вас так задел этот рассказ? Откуда столько негатива? Если автор выбрал в герои рассказа княгиню и решил рассказать о ее последнем дне - видимо были на это причины. В следующий раз он возможно расскажет о Варе, Маше и т.д. Можно ведь просто отметить хорошее и пожелать над чем поработать дальше - зачем эти высказывания в "мне не интересно, меня не тронуло - а вот если бы он так написал, то я бы..."?
    • Котея, где негатив-то? Я вообще не видела ни одного негативного отзыва к этому рассказу. По-моему, он понравился абсолютно всем, несмотря на то, что довольно тяжеловат, глубок и историчен для женского развлекательного журнала. Просто Автор затронул тему, которая любого человека, которому небезынтересна история России и современная политика, не оставит равнодушным. От меня высший балл был выставлен сразу же, без вопросов, но вот в толк не возьму, почему я не могу иметь свое мнение на эту тему и просто высказать его? Так же как и все остальные... Я крайне остро реагирую на все грубости, которые вижу в отзывах к любому, даже самом плохому рассказу на литконкурсе. Здесь же ничем таким и не пахнет. Автора даже никто не в чем не упрекает и "пожелать, над чем нужно работать дальше" не пытается - не над чем работать. Все безупречно. А если рассказ трогает, вызывает дискуссии - так это только должно радовать автора, ведь это значит, что он не графоман, а настоящий писатель.
      • "довольно тяжеловат, глубок и историчен для женского развлекательного журнала" А что ты подразумеваешь "рассказом для женского журнала"? Женский рассказ еще не обязательно плохой рассказ. Так же, как и наоборот. А от основных мотивов "типично женской прозы" практически невозможно уйти, развивая тему, заданную в этом месяце. И этот рассказ тоже не исключение.
        • Я имела в виду то, что Клео - журнал развлекательный. И большинство сюда приходят для того, чтобы развлечься: отдохнуть от работы, посплетничать и т.п. И этот рассказ, как мне кажется, оказался слишком тяжелым для многих. Потому что здесь мало того, что о трагической судьбе конкретной женщины говорится, здесь еще, как ни крути, по любому политические темы всплывают. Я вовсе не считаю, что женский рассказ - это плохой рассказ, вызывающий слезы, сопли и т.д. и т.п. Просто как объяснить, что на явно более слабые рассказы гораздо больше отзывов, да и рейтинг у них почти такой же? Я вижу только одну причину: рассказ неформатный.
    • Petra(28.03) / 23 окт 2008
      Котея, а я не могу понять, откуда у Вас негатив на Флер, Ромашку и компанию? Что это вообще за фамильярность? Дамы очень тактично рассуждали о том, что их тронуло, и что, по ИХ мнению, можно было бы пустить красной линией в рассказе. Они имеют на это право? Так же, как и все, сюда входящие. Где ограничения, что писать надо только черное и белое и никаких полутонов? Авторы должны научиться не только прислушиваться к к ритике, но и УВАЖАТЬ ее. А завтра Вы на сообщение о том, что "меня не тронуло" напишете еще более гневное - "не тронуло, не пишите своих мыслей". А почему, позвольте полюбопытствовать? Я тоже этому рассказу не поставила высшего балла. И это не означает, что мне не интересны история и политика. На Клео я ищу иные пристрастия.
    • Тортила (Подольск) / 24 окт 2008
      "Можно ведь просто отметить хорошее и пожелать над чем поработать дальше.." А чем мы здесь, с Вашей точки зрения, сейчас занимаемся?)))) Мы только и делаем, что говорим автору о том, что нам желается читать в ее будущих рассказах!)))) Другое дело, что она может услышать чительские мечты о ее ноябрьском рассказе, а может и проигнорировать. Она же дает читать нам свои творения как раз для того, чтобы мы предоставили ей разброс наших читательских интересов. Не так ли?
  • Комиссар Катани / 23 окт 2008
    А в Вас, гражданка Ромашка, то бишь госпожа Славина, похоже зависть говорит? Рассказ не с претензией на душевность. Он, при всех своих недостатках, имеет свою душу, и свой авторский почерк. Чего, к сожалению, пока не дано Вам - сколько не коптите, а рассказы Ваши только за стилизацию под кого-то сходят:-) Автору рассказа - респект!;-)
  • Какие, оказывается, совершенно разные рассказы можно писать на одну и ту же тему!!! В этом месяце меня это больше всего удивляет. А сам рассказ, увы, не очень. Впечатляет. С претензией на душевность. Но не душевный отчего-то. Хотя могла бы возразить Флер по поводу того, что смерть Элла не выбирала и потому ничего особенного нет. Пожалуй, это как в истории Марии Стюарт "В моем конце мое начало".
  • А меня удивляет другое: что же так отзывов-то мало? Наверное, дело в том, что неформатный рассказ получился, слишком серьезный, слишком реалистичный...
  • Я уже не могу писать "под" постом, соблюдая стройность ветки, потому модератор, надеюсь, меня простит. Лиля, ты озвучила все мои аргументы "против" канонизации. Канонизация царской семьи игра на эмоциях. И потом Николай - человекоубийца. При чем уж если сравнивать с Лениным, то еще вопрос, в чью пользу этот вопрос разрешится. В защиту автора я хотела бы сказать всего лишь пару слов (хотя от кого я собственно защищаю то ее), что все же та фигура, тот человек, который в основе сюжета не связан и не запятнан никакими поступками, которые могли бы сказать, что слишком слащав или не правдив образ Эллы. Сделать ГГ историческую личность и сделать это виртуозно, так чтобы проступили черты человека, его поступки - это дар, это надо уметь. Я вот думаю о Пикуле. Его великолепном Фаворите... Ни раз у меня не закралось сомнение или мысль - а так ли думал Потемкин, как говорила или думала Екатерина... Я просто принимала как факт, что да - так и было, потому что исторический факт событий не замаран и не искажен. И в сегодняшнем рассказе все на месте и факты и события.. И я ни на минуту не усомнилась в искренности поступков Елизаветы Федоровны, Вари... Для меня как-то все их мысли, поступки, слова, как само собой разумеющееся. В общем, автор - профессионал, как по мне. Но я отнюдь не хочу спорить со вкусами читателей, прошу понять меня правильно. Мне, например, тоже часто на душу не ложатся рассказы некоторых авторов, которых здесь принято считать мастодонтами и я не разделяю всеобщих восторгов, ахов и охов. Просто, наверное, Наталья коснулась каких-то струн моей души, что из меня хлынул этот поток «сознания» :) Но это все уже не имеет к творчеству никакого отношения ))
    • точнее даже - канонизация царской семьи - это политическая профанация
    • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
      Львеш, автора от меня точно не стоит защищать, я же написала, что автор хороший, и рассказ хороший. Но... В данном конкретном рассказе и в данной конкретной ситуации у героини не было выбора. Понимаешь? Она не выбирала себе судьбу, не выбирала, как сейба всеты, с кем жить, а с кем умирать. Разумеется, недостойный человек может попытался бы валяться у палачах в ногах, не знаю... Сколько я ни читала о казненных монархах - нитко не валялся, часть воспитания, часть предназначения... А вот у Варвары, у Маши, у Натальи Голошейкиной выбор был. Варвару никто насильно там не держал, она ВЫБРАЛА умереть вместе с Эллой. И у Натальи Голошейкиной был выбор - помогать заключенным, рискуя навлечь на себя гнев новых хозяев жизни, или не помогать. Вот потому рассказ, главным героем которого был бы человек, сам выбирающей с кем ему быть, и делает выбор не в пользу жизни, а в пользу совести был бы мне более интересен.
      • ну смерть то не выбирала, но когда в монахини стриглась - выбирала могла ж и не стричься. я как раз про момент смерти не погружусь. смерть - она и есть смерть, не зависимо от того какая она. смерть красивой не бывает, даже если в собственной постели от старости!
        • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
          Все верно, но рассказ-то про “ту ночь”, а не про момент пострига в монахини. Если бы взят был тот момент её жизни, где она решала себя, и делала свой выбор, то было бы как раз то о чем я говорю. Понимаешь, я, и даже не стыжусь признаться в этом, не знаю биографии Эллы. Я ничего не знаю о её деятельности, о её постриге в монахини, о том, что и как она выбирала. Знаю только то, что написала Наталья. И как всякий нормальный человек, не могу не сочувствовать обреченному на казнь, в независимости от того, жестокая эта казнь, или гуманная, винно или безвинно. Лишение жизни - акт жестокий и никак не гуманный. Даже когда я читала про “гуманную” казнь путем трех иньекций какого-то отморозка, который убил двух студенток университета - я невольно сочувствовала “отморозку”... С другой стороны, поскольку я человек не только нормальный, но и разумнуй, я понимаю, что, к сожалению, жизнь жестока. И убийца двоих юных девушек должен быть адекватно наказан. И любая революция жестока. И как правило жестокость революции прямо пропорциональна жестокости властей, доведших свою страну до революции. Тут давеча кто-то резвился, поминал Робеспёра и гильётину... Я не знаю, как это донести. Нам показали момент из жизни человека обреченного, и разумеется я сочувствую ей всем сердцем, нельзя не сочувствовать. Но ведь были и другие моменты, правда? Я не историк, не знаю... Вот тогда, 9 января 1905 года она могла выйти на площать и встать перед толпой? Я не знаю. Но мне было бы несравненно интересней прочитать, как прошёл ТОТ день её жизни, 9 января 1905, какой выбор она тогда сделала, и сделала ли какой-то, или просто позволила себе, несмотря на сан, заниматься благотворительностью и не интересоваться политикой. Это ведь тоже выбор...
          • Лиль, признаюсь, мне это было бы тоже интересно.. Но на 3-й день после гибели Сергея Александровича она ездила в тюрьму к Поэту (кличка Ивана Каляева, террориста бросившего бомбу в карету Князя - для Москвы Князь, кстати, сделал не мало, поболе Лужкова, а самое главное пополезней :) ) и простила его от имени мужа, просила у Николая помилования для Каляева... Чет мне по этому поступку думается, что не поощряла она действия "племянника" своего супруга. Хотя, это уже мои домыслы, ибо сколько я не читала о ней, но такой информации нет. А вообще, все что касается других политических и монархических фигур или около монархических, с тобой я согласна. :) Спасибо за интересную дискуссию. Приятно общаться с мудрым оппонентом.
  • Тортила (Подольск) / 22 окт 2008
    Трудно читать рассказ. Эмоционально тяжело, потому что каждый раз ставишь себя на место каждого героя. Тем более, что это не выдуманные герои, а реальные, живые люди, некогда живые. Конечно, можно спорить по поводу того, какой была Елизавета, могла ли она именно так размышлять в свой последний день перед казнью...Можно спорить, дискутировать. Но стоит ли? Автор увидела свою Елизавету, каждый из нас может сделать такой же смелый шаг, вернуться в прошлое и взглянуть на жизнь вокруг их глазами. Только для этого нужно иметь дар сочинителя. И дар исследователя. И дар неравнодушного человека к своему прошлому. Рассказ написан очень грамотно, выразительно, другое дело, что я не могу его читать плоско, и страдания мучеников в шахте вижу, ощущаю. Представляю, как тяжело было автору так обнаженно это все преподносить нам.
  • Не вижу никакой спекулиции темой. Это рассказ на основе исторических событий. А так уж исторически сложилось, что русский человек - православный, верующий. Если бы Великая Княгина сложила перед смертью персты в каком-то ином жесте, например "peace" ("миру мир!") или как-то иначе..., то рассказ можно было бы выкинуть в помойку. Именно благодаря Русскому Духу, переданному через словообразы читателю, этот рассказ правдив и красив своей внутренней красотой. Ставлю высший балл.
  • А вообще при таком стиле и слоге , надо роман написать про Эллу.
  • Уж черещур слащаво... а темой по-моему автор спекулирует.
  • Ведьма-на-метле / 22 окт 2008
    Отлично. Лучший расказ месяца. Пять баллов с плюсом.
  • на моей памяти был один рассказ на клео, "По образу и подобию" кажется назывался, прочитав который, равнодушным остаться просто невозможно сегодняшний рассказ по эмоциональному накалу пожалуй ничуть ему не уступает... очень впечатляет!!!
    • может быть, Автор один и тот же у этих рассказов, просто под разными псевдонимами?
      • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
        Автор рассказа “По образу и подобию” - От-Эне. В прошлом месяце она написала, что уходит с Клео. Я была бы крайне рада, если бы это её обещание оказалось пустой угрозой, но... Стиль От-Эне и автора нынешнего рассказа совершенно разный.
        • Одним словом, От-Эне, если это ты - вернись, я все прощу:)))) Мы тебя любим! Правда жаль, очень многим жаль, что этот автор отсюда ушел. А если это не От-Эне, то тем более было бы интересно узнать, что за талантливый человек скрывается под подписью Наталья Яньтюшева. Автор, отзовись!
    • Буратина / 22 окт 2008
      Я бы не стала сравнивать эти два рассказа.
    • Солидарно с Буратино.Расказ хорош, но "По образу и подобия" я читала со слезами .
  • Либо у меня "де жа вю", либо я читала уже этого автора. Именно автора.. Именно здесь. На клео! И это один из лучших авторов здесь был/ есть (не знаю как лучше уж сказать). Только под другим именем он здесь раньше публиковался. Хотя, это может быть всего лишь мое "де жа вю". Потому что сегодняшний рассказ очень сильный. Потому что это рассказ - по всем канонам жанра. Потому что, если брать не с точки зрения личных предпочтений, а с позиции "талантливая литература/ бесталанная литература/ попытка литературы/ абы что" - это самый настоящий образчик талантливой литературы. о том, что тяжело ли читается/ легко ли.. не все должно читаться ЛЕГКО. да, я тоже не поклонница литературы в минорной тональности. И, например, спорила с автором рассказов здесь на клео, что судьба героя зависит от автора, и надо быть великодушным к героям своих произведений - дать им шанс. Но будем честны перед собой - был ли шанс у Елизаветы? был ли? и история - есть история. высший балл, конечно.
  • Marana (Вильнюс) / 22 окт 2008
    Хороший слог, ничего лишнего, меткие, точные описания. Возможно, тема не для рассказа, а для романа или хотя бы для повести. Тем более - респект автору, сумевшему уместить в рамках рассказа кусочек целой истории. С царской семьёй здесь можно только провести параллель, так как реальные исторические факты не совпадают с изложенными в рассказе, по крайней мере, не все. Но ведь это и не требуется. Сначала я как-то не могла увязать тему месяца с рассказом. Но потом подумалось что, в отличие от многих других рассказов этого месяца, раскрытие темы заключается, наверное, в том, что по-настоящему женственной женщине иногда приходится быть крайне смелой и мужественной, но это всё равно не убивает в ней женственность, данную природой. Надеюсь, я не придумала то, чего Наталья не имела в виду на самом деле :)
  • ambra (Орвието) / 22 окт 2008
    Присоединяюсь к мнению тех, кто считает рассказ лучшим в этом месяце. На днях прочла роман Даниэлы Стил "Зоя" о княжне Юсуповой. Ваш рассказ должен вырасти в роман. Материала у Вас предостаточно, а пишете просто безукоризненно. От меня высший балл.
  • Petra(28.03) / 22 окт 2008
    расссказ сильный, тяжелый. Здесь показано мужество - как составляющая женственности? Конечно, такие рассказы имеют полное право на существование, в них - наша история, но... от моего хорошего настроения не осталось и следа, мысли про убиенные невинные души дбудут преследовать весь день. Значит, зацепило...
  • Буратина / 22 окт 2008
    Время междуусобиц - страшное время. Не приведи, Господь, никому жить в эпоху перемен...
  • Chanel (Днепр) / 22 окт 2008
    Замечательный рассказ, спасибо.
  • Замечательный рассказ, познавательный, поучительный и современный, точнее своевременный! Хочу выразить автору благодарность вот за какой момент: "жители Алапаевска помогали, кто чем мог. Вот и Маша, дочка известной в городе стряпухи Натальи Голошейкиной, два-три раза в неделю приносила в корзинке шаньги и пирожки" Я его не сразу уловила, потом только вернулась и мысленно похвалила автора :) Благодаря данному штриху, рассказ не стал однобоким, что само по себе здорово! Диалог князей несколько смутил, хотя почему бы и нет... Остается только посетовать на эти 10 несчастных тысяч знаков, потому как автор не имел возможности рассказать нам побольше об Элле - какой она была красавицей, о ее многочисленных деяниях. Да простят меня остальные авторы-участники конкурса, но я всем сердцем желаю этому рассказу если не победить, то хотя бы занять призовое место.
  • А вот я в растерянности. Рассказ, на мой взгляд, безупречен. Так уж получилось, что на этом конкурсе уже второй автор радует нас рассказом на историческую тематику, и этот рассказ, как мне кажется, получился лучше предыдущего. Во-первых, потому что это именно рассказ с динамично развивающимся, захватывающим и трагическим сюжетом. Во-вторых, он стилистически более точен. И вообще есть стойкое ощущение, что писал профессионал:)). А с другой стороны, есть одна причина, которая лично мне мешает восторженно зааплодировать. А именно – рассказ об Ольге мне тематически намного ближе. Подчеркиваю – тематически, т. е. это не относится к достоинствам или недостаткам рассказа, а только к выбранной теме. Убийство любого человека – это ужасно, непростительно, и хорошо, что мы узнали правду о том, как погибли Романовы. Да, это рассказ о мужестве, благородстве, о смерти – как героев, так и их близких… Но нет уже никаких сил слышать о невинно убиенных Романовых, которые теперь святые, а все остальные смерти и несчастья, произошедшие по вине царского режима – попросту забыты! Но автор – молодец. У нее есть ремарка на этот счет. «Сейчас у нас есть возможность узнать жизнь и людей, которых, к сожалению, мы раньше не знали!».
    • Лучше-лучше, поддерживаю :)) Тут речь не о семье Романовых и их святости, а о конкретном человеке, его мироощущении и его правде :)
      • Да, но этот конкретный человек - это не Даша или Света с улицы:) Ничего не могу с собой поделать - коробит меня эта тема. То у нас на долгие годы царь и его родные единодушно считались "плохими", а теперь - единодушно "святыми". Мне кажется, что правда где-то посредине...
        • Василиса, но тут все же речь идет о Елизавете Федоровне, а не о царской семье. Автор весьма деликатно обошел эту тему, как раз. Но это на мой взгляд. Просто вся история Елизаветы Федоровны весьма не в духе царской семьи. Эта женщина была особенной во всех отношениях. И в отношениях с мужем в том числе! Какие бы слухи, сплетни или домыслы (или даже правда) не ходила об их истинных отношениях этих двух она никогда не дала повода усомниться в искренности тех отношений, что были между ними. Это очень интересная личность во всех отношениях, во всех. И выбирая героиню для рассказа, автор продемонстрировал нам всю глубину своего выбора! Елизавета Федоровна всю свою жизнь поступала как ЖЕНЩИНА! истинная Женщина. Именно так - с большой буквы. ах, как глубоко, как виртуозно все же сегодняшнее произведение… мое отношение к канонизации царской семьи аналогично Вашему. Более того, смею усомниться в правильности этой самой канонизации. На основании чего, собственно? Там много вопросов. А к рассказу у меня нет вопросов. Ибо все что хотел сказать автор, надеюсь, дошло до моего сердца в том первозданном смысле, который автор туда вложил.
          • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
            и я присоединюсь к Василисе... Литературное произведение - прекрасное, гармоничное, цельмное, глубоко цепляющее эмоционально. Герой... ну да, несколько сусальные На меня (говорю исключительно о себе) гораздо более сильное впечатление произвело бы, будь это Даша или Света с улицы...
            • так что ж - если ГГ с историческим именем, о ней нельзя написать рассказ? или он слабее идейно, нежели рассказ о Свете или даже? ИМХО мне просто имя не мешало
            • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
              Львенка, под твоим отзывом написать уже нельзя, потому я над ним. отчего же нельзя, конечно можно. Просто все мы - люди - есть человеки неоднозначные. и если ты пишешь о “просто Свете”, ты имеешь право взять какую-то одну Светину черту, и выстроить на этом своё повествование. Если ты берешь исторический персонаж, то в выделении некой одной характеристики есть некая историческая непсравдливость. На всех членах царской семьи, как бы добры и лично-мужетвены они ни были, есть ответственность за захват России большевиками, за доведение страны до революции. Убиваали членов царской семьи “ужасные большевики”. А кто убивал Распутина? И почему? И кто заставил царя отречься от престола? И кто принимал отречение от престола? И почему? Вот из-за всего этого, рассказ, написанной о “просто Свете” или о Маше, которая носила узникам пироги и за это была наказана большевиками, на меня произвел бы более сильное впечатление. Но я ведь пишу только о себе, совсем не предлагая всем вокруг разделить мою точку зрения.
            • и я не могу уже отвечать под твоим, потому пишу выше.. как раз с точки зрения "справедливости" к царской семье - у меня те же самые ощущения. тем более, я повторюсь, считаю что канонизировать Николая и иже с ним - полное не соответствие христианской сути, понятия святости вообще. Ибо Николай - убийца. и отречение его - есть тоже преступление. Дискутировать я тут не хочу об этом сейчас. У меня всегда волпрос - почему не канонизировали врача царевича Алексея? уж раз всех, кто был там, то почему его нет? Ведь ему то как раз большевики предлагали свободу! Он сам пошел на смерть. Сам! Из верности клятве, из верности царской семье и своему долгу. И вдруг БАЦ - а он не канонизирован... Тут есть вопросы.. И большевики для меня отнюдь не ужасные, хотя моя семья во время революции имела неприятные эпизоды. Множественные. Но фигура Елизаветы Федоровны особая. Тут показана реальная женщина, которая своим примером должна быть светочем для многих женщин сегодня. Но таких мало.. Очень мало. Она и вправду особенная. И к царской семье это не имеет никакого отношения.
          • Абсолютно согласна с тем, что автор очень деликатно обошел эту тему. Да и вообще к автору никаких вопросов (ни у кого их нет, я думаю). И персонаж очень достойный. Просто такой уж в нашей стране политический пиар - то одних обеляют, а других смешивают с грязью, то все наоборот. Если уж на то пошло, Ленин тоже был небезынтересным персонажем. Как плохого много сделал, так и хорошего. Очень надеюсь, что рано или поздно восторжествует некая историческая справедливость, и мы будем иметь возможность оценивать подобных людей с самых разных точек зрения. Как, например, сейчас оценивают Петра I. А насчет канонизации все понятно. С точки зрения церкви, каждый, умерший не своей смертью - мученик. Царь - наместник Бога на Земле => великомученик.
            • Буратина / 22 окт 2008
              Тяжела ты шапка Мономаха!
            • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
              С точки зрения церкви... Василиса, до этой последней фразы вы так здраво рассуждали, и вдруг. Был церковью канонизирован убиенный Александр Второй? Царь-реформатор, царь, отменивший крепостное право в России? А Петр 3, убитый собственными царедворцами по приказу своей жены Экатерины? Отож. Политика, лицемерная политика, и мучения отдельных личностей тут совсем ничего не значат
            • Ну, на самом деле, я конечно же, не совсем права, это я упростила слишком. Основанием для канонизации является не только мученическая смерть (и не обязательно смерть), но мученическая смерть во имя Христа. В случае Николая и его семьи смерти во имя Христа не было, но была очень праведная, по мнению Православной Церкви, жизнь. Но вообще Fleur, абсолютно согласна: это все политика, и не более того.
            • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 22 окт 2008
              ага, особенно праведной была жизнь императрицы с Расуптиным. Или расстрел 9 января 1905 года демострантов, который шли подать царю петицию.. Тысячи убитых, больше 2 тысяч раненых... И само отречение от престола? Праведно ли это было, нарушить клятву данную народу, служить ему (народу) до последнего дня, не обеспечив преемственности власти? Ну да ладно, по-любому не мне судеть, чья жизнь была очень праведной с точки зрения церкви
          • Львеш, тут такая штука. Человека мы воспринимаем не только как отдельную личность, но как принадлежащего к определенному окружению. В данном случае - к фамилии Романовых. Крупская, например, тоже была довольно занятной дамой, но все равно тень Ленина лежит на всех ее деяниях. Это очень плохо, но с подобным стереотипом очень сложно, если не невозможно бороться. Ну это, допустим, как сын Чикатило - каким бы хорошим человеком он не был, фамильное "проклятие" его не оставит никогда. А с Романовыми тут вообще тяжело. Их всех свалили, как это не жутко звучит, в прямом смысле слова в одну кучу. И поставили между ними всеми, без разбора знак равенства - святые. Поэтому вдвойне жаль героиню сегодняшего рассказа - многие не могут воспринимать ее жизнь и поступки так, как они того заслуживают.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору