Могут ли дети являться причиной сохранения семьи?
Добрый день! Некоторое время назад пережила развод с супругом. Оказалось, что несколько лет у него уже была другая женщина, которую он безумно любит. При этом он постоянно обвинял меня в том, что я не такая, я недостойна, причина плохих отношений во мне и мне нужно поменяться. Были периоды его ухода и возвращения в семью. У нас есть совместные дети, и я приняла его спустя год. Жили мы как соседи. Но в итоге моему терпению пришел конец. И я предложила разойтись. После расставания он признался в том, что такое отношение ко мне было вызвано тем, что у него есть другая. Пока я находилась в подавленном состоянии, в моей жизни появился мужчина, который поддерживал меня в трудные моменты. Разговаривал со мной, подбадривал. И мы до определенного момента общались с ним как друзья. Но в конечном счете что-то "щелкнуло", и я посмотрела на него как на мужчину. Мы стали с ним встречаться. Но самое ужасное, что у него есть семья. И я прекрасно понимаю, что это неправильно. Сначала он свел наше общение к минимуму, но тем не менее мы продолжали встречаться. Затем я стала менее настойчива в общении, но он все равно первый выходит на связь. И мы эту связь прервать не можем. Но у него есть понимание, что он не уйдет из семьи, хотя и говорит, что с женой ему нехорошо и многократно он задумывался о разводе. Аргументирует это тем, что дети должны жить в семье. Хотя мною ни разу не поднимался разговор о его уходе из семьи. В связи с этим у меня несколько вопросов: 1. Как мне переключить свое внимание с этого мужчины, хотя меня к нему влечет и мне с ним нравится? Как понять свои истинные чувство? Может ли быть такое, что это общение просто в нужный момент жизни подвернулось под руку? Что это способ прикрыть свои раны? 2. Действительно ли лучше жить несчастливо в семье и делать вид в глазах детей как будто все хорошо, или лучше расходиться? 3. Могут ли дети являться причиной сохранения семьи или это повод "прикрыться" от каких-то решительных действий? 4. Почему человек резко сокращает общение, если вчера было все прекрасно и чуть ли не парили над землей, а сегодня он холоден и как будто и не было ничего? Спасибо!
Марина, Москва, 31 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : //Как мне переключить свое внимание с этого мужчины, хотя меня к нему влечет и мне с ним нравится? Как понять свои истинные чувство? Может ли быть такое, что это общение просто в нужный момент жизни подвернулось под руку? Что это способ прикрыть свои раны?// По сути, только вы сами решаете - стоит ли вам переключать свое внимание на другого или нет. И решается этот вопрос не исходя из мнения со стороны - чем являются ваши отношения по мнению другого, пусть даже и специалиста, а исходя из того, ХОРОШО ли вам с этим, комфортно ли. И если нет - то нет смысла даже рассматривать, чем именно может быть это чувство. Если отношения приносят больше боли, чем радости - то уже есть достаточно оснований с ними прощаться. Можно, конечно, допускать и то, что вы пишете. Может быть так, что вы временно устраняете дефицит чувств, тепла, близости с этим человеком. Но в этом нет, по сути, ничего плохого. Пока вы просто встречаетесь и не ждете от него ничего иного - это, в принципе, на данном этапе может быть достаточным, чтобы восполнить имеющийся сейчас дефицит тепла. Проблемы оценки эти отношений ведь начинаются тогда, когда вы начинаете думать о перспективах. А тут уже приходится встречаться с реальностью и размышлять уже о реальности ваших отношений, а не только о чувствах, которые могут или не могут быть в их основе. Ведь многое определяется не столько тем, что мы говорим и чувствуем, а тем, как поступаем в итоге. Он с вами встречается? Да. Он не уходит из семьи и не предпринимает никаких действий для этого? Нет. Значит, сейчас его устраивает ситуация, где у него есть семья (как минимум, для фасада), и есть вы - "для души и тела". В этом вполне может для него заключаться определенное равновесие. Видимо разговорами на опережение (при том, что вы не поднимали сами вопрос его ухода из семьи), он пытается вам сообщить, что надеяться на его уход из семьи не стоит. //Действительно ли лучше жить несчастливо в семье и делать вид в глазах детей как будто все хорошо или лучше расходиться?// Я могу лишь сказать, что обмануть детей - просто нереально. Можно делать вид дружной семьи, но дети почувствуют все как есть - "мама и папа лукавят". Да, возможно, дети и не будут знать всех нюансов конфликта. Но атмосферу показухи и вранья дети чувствуют всегда. Что и кому в этой ситуации будет лучше - уже зависит от конкретной ситуации. //Могут ли дети являться причиной сохранения семьи или это повод "прикрыться" от каких-то решительных действий?// Это, опять же, от человека зависит. Но, все же, разводимся мы с супругами, а не с детьми. И если дети его по закону - то никто ни при каких условиях не сможет препятствовать ему видеться с детьми. Через суд эти права легко отстаиваются, даже если второй супруг пытается манипулировать детьми и запрещать с ними видеться. В этом плане суды в РФ работают нормально. Другое дело, что он может а) считать себя неспособным противостоять манипуляциям жены и ее реально бояться в) считать, что развод, суды и т.д. - это слишком большие затраты и напряжение, ему легче будет просто не решать эти вопросы и оставить все как есть (т.е. ваша версия насчет "прикрыться от решительных действий"). В общем, по каким-то причинам он считает, что ему проще и легче оставить статус кво. И это, в том числе, к сожалению, указывает на неприятное для вас - ваши отношения не являются для него достаточным мотивом что-то менять в жизни. //Почему человек резко сокращает общение, если вчера было все прекрасно и чуть ли не парили над землей, а сегодня он холоден и как будто и не было ничего?// Вероятно, для того, чтобы слишком вас не приближать, держать на расстоянии, когда ему кажется, что вы слишком уже близко вошли в его жизнь. Вероятно, это происходит неосознанно (для него самого же). Или, возможно, на него влияют еще и настроения дома. Скажем, когда его "прижимает" по каким-то причинам жена - он отдаляется от вас сильнее. А чтобы действительно разобраться в своих чувствах, все-таки есть смысл разбираться индивидуально. Потому что ведь может быть так, что это - временное явление, вы сами его так в итоге оцените и вам на пути обязательно попадется еще не один свободный и готовый к отношениям мужчина. А может быть и застревание в этих отношениях. И тогда это уже риск просто впустую потраченных лет, если говорить о перспективе новых отношений всерьез. Если хотите узнать подробнее обо всех подводных камнях этой темы, то на обоих моих сайтах (ссылки в профиле) есть статья "Люблю женатого", в ней достаточно подробно описаны психологические мотивы и нюансы поведения сторон в подобных ситуациях.