Панически боюсь публичных выступлений
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Я панически боюсь публичных выступлений. Даже если мне просто нужно перед одноклассниками рассказать какой-либо доклад, меня весь день до этого тошнит (совсем пропадает аппетит), трясутся руки, голова кружится. Еще я боюсь, что во время выступления могу потерять сознание. Через 2 недели мне предстоит защищать проект перед представителями крупной компании. Стоит мне только об этом подумать, сразу появляется беспокойство. Как мне справиться с волнением? Оно мне очень сильно мешает.
Марина, Орел, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Здесь можно работать в двух направлениях. С одной стороны - пересмотр своих убеждений. С другой - тактика поведения непосредственно во время выступления. По убеждениям: 1. Когда я выступаю, все эти люди, которые меня слушают, только обо мне и думают, оценивают меня и я должна им угодить. Это не так. Люди эгоцентричны, большинство людей на самом деле думает в первую очередь о себе. Такова человеческая природа. Они находятся на Вашем выступлении не из-за Вас, а по своим причинам, через час многие из них даже не будут помнить, что они слушали. Понимание этого показывает нам, что все внимание вовсе не направлено на нас. Они только смотрят на Вас, но видят они себя. 2. Я должен выступить идеально. Ничего подобного. Ошибайтесь. Это показывает, что Вы работаете над собой, а это гораздо привлекательнее совершенства. 3. Я могу забыть текст. Вы можете выучить наизусть начало доклада. Если это удается рассказать, уверенность нарастает и оставшаяся часть дается легче. По практике: Перед началом скажите себе: Это скоро закончится. Во время выступления не смотрите на всю аудиторию, выберите себе одного человека который, как Вам кажется, доброжелательно к Вам настроен (например, улыбается). Используйте по возможности слайды, указки, раздаточный материал, который привлечет внимание слушателей подольше. Возьмите с собой воду, пейте во время выступления. Попрактикуйтесь сейчас перед двумя-тремя друзьями.