Злость и раздражительность между супругами в семье
Записка Здравствуйте! Мне 31 год, замужем 3 года, до этого встречались полгода, детей нет. Проблемы во взаимопонимании с мужем почти с начала совместной жизни. Он довольно вспыльчивый человек, выходит из себя даже по незначительному поводу (дорожные пробки, проблемы на работе), свое раздражение переносит на наши отношения, что почти всегда приводит к ссорам, т.к. я не хочу терпеть грубость с его стороны и требую, чтобы он говорил со мной уважительно. Обычно быстро расстраиваюсь и начинаю плакать (рада бы сдержаться, но ничего не могу с собой поделать, слезы сами текут). Тогда муж сразу становится ласковым и извиняется. В начале я прощала, но сейчас уже начинаю думать, а не специально ли он это устраивает, может быть, ему доставляют удовольствие мои слезы. Последнее время плохо себя чувствовала, наверное, от нервов, т.к. врачи ничего не нашли. Пока обследовалась, он очень переживал, был заботливым, за все время ни разу не поссорились. Узнав, что ничего серьезного у меня нет, опять начал свои придирки по пустякам. Он уверяет, что меня любит и будет стараться измениться. До меня он не имел длительных отношений и говорит, что так привык жить один, и ему трудно теперь жить с оглядкой на меня менять свои привычки. Хотя своих интересов у него мало, он любит проводить все свободное время со мной. Мне вначале это нравилось, но теперь накопилось столько злости, что хочется от него отдохнуть. Надо сказать, мы из очень разных семей: у него родители без образования, рабочие, отец пил и бил мать, но ушел из семьи, когда муж был совсем маленьким, то есть об отце он знает только из рассказов матери. Его стиль общения с матерью и сестрой кажется мне довольно грубым, часто на повышенных тонах и с сарказмом, но при этом они между собой не ругаются, к тому же друг другу всегда помогают и поддерживают. Меня мама воспитывала сама, я бы сказала, чересчур опекала, но отношения у нас прекрасные. С мужем живем отдельно, он почти из нищеты всего добился сам, за что я его уважаю. Но в последнее время он как-то потух, мало интересуется своей прежде любимой работой, ноет по любому поводу. Меньше следит за собой, сильно поправился. Я не узнаю уверенного в себе, энергичного, внимательного и нежного человека, за которого по большой любви выходила замуж. С каждой ссорой у меня накапливается все больше раздражения, мне кажется, я становлюсь похожей на него - беспричинно вспыльчивой и пессимистичной, даже когда его нет рядом. А в нем меня раздражают даже те черты, что раньше нравились (например, трата денег на пустяки или привычка советоваться со мной в мелочах, при этом решая важные вопросы самостоятельно). При этом я о нем постоянно думаю, но чаще со злостью или даже прокручивая в голове возможный конфликт. Мне кажется, у меня уже появилась зависимость от его настроения: как только вижу, что он не в духе, и на меня накатывает злость и обида. Я думаю, ситуацию ухудшают и мои неоправданные ожидания: мне казалось, поскольку он намного старше и опытнее, то будет ценить наши отношения и постарается сделать меня счастливой, а вышло - наоборот... Мой вопрос: возможно ли наши отношения наладить, есть ли у нас будущее или мы просто несовместимые люди? Если есть шанс все исправить, я бы этого очень хотела. Он говорит, что тоже, что не может жить без меня, но к психологу идти не соглашается. У него много положительных качеств, я по-прежнему к нему неравнодушна, и иногда нам вместе бывает очень хорошо, а потом опять начинаем друг друга мучать. Что делать? И еще, независимо от того, останусь ли я с мужем: как избавиться от этой злости и раздражительности, снова стать доброй и жизнерадостной, какой я была до встречи с ним?
Dana, Киев, Украина, 31 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Злость и раздражительность - это не стало частью Вашего характера, это реакции и защитное поведение в ситуации агрессии со стороны близкого человека, то есть по отношению к кому Вы беззащитны (1), и кого Вы любите (2) - что создает конфликтность, несовместимость состояний. Накопление Вашего неотраженного гнева необходимо экологично снимать, желательно с психологом. Несомненно, муж стремится вызвать в Вас негативные состояния, боль, страдания, чтобы создать те отношения, в которых он чувствует себя безопасно (Если ей плохо, я сильный, и теперь я могу показать ей, что люблю ее. Если ей хорошо, я боюсь ее любить). Вероятно, все, что Вы видите, связано с его родительской семьей. Также играет роль, были ли у его мамы другие мужчины после отца и в какой роли, какие отношения были у Вашего мужа с ними. Здесь может быть еще и борьба за власть, за место в иерархии, что создало определенные паттерны (калька) в построении отношений. Если муж не хочет идти к психологу, ничего страшного, Вы можете пойти самостоятельно, Вам это очень необходимо. Я Вам настоятельно рекомендую, пока Вы не заболели. Берегите себя.