Как мне вернуться в реальность после смерти отца?
Здравствуйте. в конце марта у меня умер любимый папа. уже около двух недель я как будто нахожусь не в этом мире. ухожу куда-то в себя, из-за этого начались частые ссоры с моим молодым человеком. он говорит, что пора мне возвращаться в реальность. часто повторяет мне все по несколько раз, потому что я ничего не слышу вокруг себя, ничего не замечаю. может, это из-за того, что я не отпускаю своего отца, мне до сих пор кажется, что он жив... я хочу поскорее вернуться к нормальной жизни. хочу снова радоваться каждому дню. я пью пустырник на ночь, чтобы успокоится, иногда помогает, иногда нет... помогите мне, пожалуйста, скажите, как мне вернуться в реальность и не сойти сума. Спасибо.
Диана, Дзержинск, 14 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это ужасная потеря. Мне искренне жаль, что это случилось. Вы пережили тяжелую, трагическую утрату в своей жизни. После смерти близкого человека наступает процесс горевания, который растянут во времени и включает в себя множество изменений. Это естественная реакция, и ее отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Прошло СЛИШКОМ мало времени, Ваш молодой человек не понимает того, что происходит в психике человека после смерти близкого, его желание торопить Вас некорректно. Процесс переживания горя условно разбит на несколько фаз, стадий. Сначала это шок и оцепенение - в первые две недели - это защитная реакция в виде отрицания случившегося, "ступора", затруднения концентрации внимания, потере во времени. Затем наступает поиск и тоска - от двух недель до трех месяцев - вы можете чувствовать гнев, вину, раздражительность (почему папа умер, что я сделала, чтобы его спасти, могла ли я как-то повлиять на то, чтобы он остался жив, почему он меня оставил, почему это все происходит со мной, в моей жизни, за что?). Затем наступает дезориентация (5-9 месяц после утраты близкого). Могут наступить депрессия, осознание реальности, усталость, чувство неполноценности, бессонница. И только потом наступает, как Вы это назвали, возвращение в реальность (приблизительно от 9 месяцев до года (иногда двух лет) после утраты). Принятие потери, адекватная оценка ситуации, стабилизация режима, возобновление контактов. Пишите своему отцу письма, начните вести дневник, не запрещайте себе плакать, проявляйте свои чувства, думайте о своем отце, позвольте себе выразить все то, что Вы чувствуете. Отец хотел бы, чтобы Вы проводили его и со временем стали полноценно жить. Считайте, что теперь он видит мир и живет через Ваши глаза и через Вашу душу.