У меня беспричинные приступы страха
Здравствуйте! Прошу Вашей помощи, подсказки. Мне 28 лет. У меня второй брак, маленький сын (1 год 9 мес). От первого брака Дочь 8 лет. С мужем живем нормально, однако он бывает очень вспыльчивый. Сейчас я домохозяйка, сижу с ребенком. В последнее время у меня начались приступы страха, начинает внутри все ломить, мышцы живота сжимаются в комок, моментально отворачивает от еды, возникает ужасное чувство, словно схожу с ума, страх, тревога, холодеют руки и ноги. Учащается сердцебиение, трясутся ноги непроизвольно. Вызывали скорую, дали валериану с корвалолом, помогло, сначала были слезы, просто хотелось плакать, потом долго спала. В первом браке меня муж сильно избил и всегда запугивал, морально держал в напряжении, жила в постоянном страхе. После развода я полгода практически существовала, постоянно плохо себя чувствовала, кружилась голова. Врачи поставили ВСД. А когда познакомилась со вторым мужем, постепенно все само прошло, он окружил меня лаской и заботой. Ждала его из армии 2 года. Ничего подобного за все это время не повторялось. А сейчас вроде бы все нормально, а снова начались приступы страха. Вешу 46 кг, а раньше была всегда 52, и боюсь, что еще больше похудею, заставляю себя есть, аппетита нет. Бывает без причины дрожь в руках. Муж ругает меня, что я слишком мнительная, принимаю все близко к сердцу. Я стараюсь этого не делать в меру своих сил. Перечитала кучу советов по выходу из депрессии, вроде снова возвращаюсь к полноценному существованию, улучшается настроение, чувствую себя лучше. Однако приступы не проходят, я постоянно боюсь, что они начнутся снова, бывают даже когда все хорошо, когда настроение бьет ключом. Что мне делать? Я схожу с ума или это можно вылечить и как? И откуда вообще возникает чувство страха, кода причин на это нет?
Ольга, Ярославль, Россия, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы не сходите с ума, Вы нормальный человек, у которого есть некоторые сложности, связанные, вероятно, с последствиями первого брака. Развилось тревожное расстройство и начались панические атаки. Основным проявлением тревожного расстройства являются повторяющиеся пароксизмы тревоги (панические атаки). Паническая атака представляет собой необъяснимый, мучительный для человека приступ страха или тревоги в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Диагностика панической атаки основывается на достаточно строгих критериях. Паническая атака характеризуется пароксизмальным страхом (часто сопровождающимся чувством неминуемой гибели) или тревогой и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с 4 или более из списка паникоассоциированных симптомов: 1. Пульсация, сильное сердцебиение, учащенный пульс. 2. Потливость. 3. Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи. 4. Ощущение нехватки воздуха, одышка. 6. Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки. 7. Тошнота или абдоминальный дискомфорт. 8. Ощущение головокружения, неустойчивость, легкость в голове или предобморочное состояние. 9. Ощущение дереализации, деперсонализации. 10. Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок. 11. Страх смерти. 12. Ощущение онемения или покалывания в конечностях. 13. Ощущение прохождения по телу волн жара или холода. Испытывая страх перед паническими приступами, люди начинают избегать ситуаций и мест, где эти приступы могут возникнуть, например, поездок в общественном транспорте или лифте, посещения магазинов и т.п. Если говорить об опасности, то для здоровья и жизни - ее нет, а для качества жизни, конечно, да. Так как это часто приводит к социальной изоляции, потере трудоспособности и значительному падению качества жизни. Наличие внезапных неконтролируемых приступов страха, мыслей о тяжелой болезни, с которой невозможно справиться, может закономерно привести к развитию депрессии, в силу этого у большинства людей, наряду с паническим расстройством, наблюдается также и депрессия. Я могу только порекомендовать пойти к неврологу, а также к психологу. Так как необходимо, вероятно, сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. Берегите себя, постарайтесь как можно быстрее обратиться к врачам (невролог, психолог).