Ответ
Здравствуйте! Моей дочери 1 год 6 месяцев. Воспитываю ее одна (я мать-одиночка), бабушка уехала, когда ей было 10 месяцев. Возможно нам не хватает общения, она не видит хорошего примера отношений между мамой и папой, но я стараюсь компенсировать общением на детской площадке, с друзьями и соседями. Она очень сообразительная и внимательная, при этом мягкая и ласковая девочка, много умеет и уже говорит больше многих сверстников. Я стараюсь научить ее не быть жадиной: делимся игрушками, меняемся и т.д. Но часто сталкиваемся с ситуациями, когда между детьми возникают конфликты (чаще из-за игрушек). Доченька часто отдает игрушки по моей просьбе поделиться или, посмотрев на меня и убедившись, что она выбирает правильную линию поведения, протягивает игрушку для обмена. Но, в основном, дети этого возраста и старше просто забирают у нее игрушку и не меняются с ней. Например, перебрасывание мяча: Держит мячик, к ней подходит девочка ее возраста, пытается агрессивно (толкается и кусается) отнять его, доченька делает слабую попытку его защитить. Я иду к ней на подмогу, вынуждаю ее маму сделать замечание своему ребенку. Мячик отстояли!) Чуть позже предлагаю ей поиграть с девочкой в мячик: бросай ей, а она тебе. Дочь бросает мячик, а девочка просто убегает, забрав мяч и оставив ее ни с чем. Мама этой девочки не делает ей в этот момент замечание. Так она даже не пытается возмутиться, заплакать и потребовать мяч себе. В таких случаях раньше я пыталась переключать ее внимание на другие игры, давала другую игрушку взамен. Но стала замечать, что доченька не умеет постоять за себя, когда ее толкают, подходящим к ней детям просто отдает игрушку и уходит в сторону. В ситуации больше всего мне не нравится, что другие дети не всегда получают замечания мам, и даже агрессивное поведение и жадность могут поощряться взрослыми. Зачем я учу свою девочку быть доброй и не жадной?! Чтобы потом у нее отбирали все!? Помогите правильно выбрать линию поведения на детской площадке: делать замечания чужим детям - тоже не всегда выход, как вести себя с родителями, которые хвалят за жадность??? И, главное, как не спровоцировать в дочери развития комплекса жертвы и не подорвать доверие к себе - ведь я хочу научить ее жить в социуме реальном, а не книжном, где надо уметь постоять за себя и свои интересы?!! Большое спасибо за внимание. С нетерпением жду Ваш ответ, не спала сегодня почти всю ночь... Все перед глазами стояла картина с вечерней прогулки: моя растерявшаяся и расстроенная дочка смотрит вслед убегающему с ее овечкой мальчишке, переводит взгляд на меня, а я пытаюсь ей дать неинтересную ей машинку вместо отобранной игрушки...
Тина, Москва, Россия, 36 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы слишком болезненно восприняли эту ситуацию, и здесь скорее не задача - как ребенка учить реагировать, а задача для Вас, это для Вас открылась та действительность, где Вы не можете на сто процентов защитить своего ребенка, а именно этого на самом деле Вы и хотите (если честно себе признаетесь). Вы хотите невозможного, потому что ВАМ так будет легче "отдавать" свою дочь миру, жизни, отрывать ее от себя постепенно. Ситуация на детской площадке, жадность детей - это лишь маркер Вашей собственной излишней сенситивности и нереалистичной, нежизнеспособной презентации себя матери и ребенка в этом мире. Ребенок научится себя отстаивать, и для этого прежде всего Вам нужно научиться относиться к этим мини битвам спокойно. Именно Вашу энергию, Вашу уверенность (или сомнения, боль) схватывает ребенок. Будьте уверены, говорите: "Сейчас мальчик принесет игрушку обратно. Или мы сходим за ней". Обращайтесь также к мамам на площадке, обычно всегда можно договориться, но если нет понимания с их стороны, лучше уйти на другую площадку, чем пытаться воспитывать взрослых людей.