Неуправляемый подросток. Что делать?
Здравствуйте! Помогите! Внучке 13 лет, становится неуправляема, маме хамит, оскорбляет, на требования делать уроки и после школы приходить домой не реагирует. Делает, что что сама считает нужным. Успеваемость снизилась на 2. Учителя бьют тревогу, говоря, что обижает детей, курит, была замечена, по их словам, в распитии спиртных напитков. Отношения в семье между мамой и отчимом спокойные, есть младший брат, 3 года. Внучка в материальном плане ни в чем не нуждается, но когда её лишают некоторых материальных благ за непослушание, она на это реагирует спокойно, нет и не надо. хотелось бы получить совет, как нам быть в этой ситуации, как заинтересовать её в учебе, что нужно сделать, чтобы она уважала семью, жалела близких, смогла понять, а главное услышать то, что мы ей говорим. Помогите! С благодарностью.
Мария, Москва, 55 лет
Виктория Фадеева
Семейный системный

психолог
Ответ : В поведении детей ничего "просто так" не бывает. Девочка своим поведением сигнализирует родителям о помощи. В данной ситуации обвинения и наказания не помогут. Взрослеющие дети ведь не сами в одночасье становятся плохими. Это мы, окружающие взрослые, толкаем собственных детей на сопротивление и агрессию в том случае, если не смогли установить доверительные отношения к началу подросткового возраста. Теперь о том, что делать? Изменить отношение к дочери, и изменится собственный стиль воспитания родителям ребенка. Это обоюдный труд. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что она "просто не слушается", "просто не желает понять", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Причина первая - ребенок так себя ведет при недостатке внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. А особенно трудно детям становится тогда, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. И четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Почему все происходит именно так? Да потому, что они не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи! А выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у Вас при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Если ребенок борется за внимание, то у нас возникает раздражение. Если подоплека - противостояние воле матери или отца, то у них возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида. Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Еще у подростков есть возрастная физиологическая особенность. У них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Поэтому рекомендую для регуляции этих процессов курс детского препарата Тенотен. Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания, и безопасен даже при передозировке.